тема урока:« подземные воды, ледники, болота.» Раздел: «Вода – кровеносная система Земли »
Цели урока:Обучающая –Сформировать знания об болотах, подземных водах, ледниках, снежном покрове, многолетней мерзлоте.Развивающая – развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.Мотивационная – побудить интерес к изучению географии
Задачи урокаВоспитательная – формирование нравственно-ценностного отношения к водным ресурсам; воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природеУчебная Сформировать знания об болотах, подземных водах, ледниках, снежном покрове, многолетней мерзлоте; об их особенностях, размещении, значении в природе и в жизни человека;Развивающая – Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
Подземные воды
Подземные воды — воды, находящиеся в земной коре.Как вода попала под землю?Основной источник пополнения подземных вод – атмосферные осадки. Вода просачивается сквозь горные породы сразу после дождя, или таяния снега, либо поступает постепенно через реки и озёра.
Подземные воды бывают
Образование подземных вод
Запасы межпластовых вод называют артезианскими бассейнами. Получают их, пробурив скважину в межпластовые воды.
Подземные воды — часть водных ресурсов Земли; общие запасы подземных вод составляют свыше 60 млн км³. Подземные воды рассматри-ваются как полезное ископаемое. В отличие от других видов полезных ископаемых, запасы подземных вод возобновимы в процессе эксплуатации. Подземные воды имеют разное происхождение: одни из них образовались в результате проникновения талых и дождевых вод до первого водоупорного горизонта (то есть до глубины 1,5-2,0 м, которые образуют грунтовые воды, так называемая верховодка); другие занимают более глубокие полости в земле.
Значение подземных вод
Болота в Россиизанимаютоколо 10% территории80 % торфа
БолотаНаиболее заболочены северо-запад Русской равнины (до 20-30 %), Васюганье на Западно-Сибирской равнине (до 70 %), бассейн Амура (10-12%)Болото –это участок суши с застойным увлажненным грунтом, заросший влаголюбивой растительностью. Для болот характерен процесс накопления неразложившихся остатков растительности и образования торфа. Болота и заболоченные земли занимают в России примерно 2 млн.км.кв. или около 12% территории. Болота – это своеобразная среда обитания для ряда животных (ондатры, выдры и др.) птиц (журавлей, цапель, уток, птиц и др.) и растений (осоки, рогоза, багульника и др.)Площадь болот в России около 2 млн.км2 (свыше 10% всей территории)
Болота бывают :Образуются в районе с избыточным увлажнениемК ув…?Зона распространения ..?Образуются в районе с недостаточным увлажнениемК ув…?Зона распространения ..?
Условия образования болот:избыточное увлажнение (k>1);плоский рельеф, замедленный сток;близость к поверхности водоупорного слоя ( вечная мерзлота, щит платформы);близость грунтовых вод;зарастание озёр.
Значение болоточистка воды, питание рек;ценные ягоды – клюква, морошка, брусника;образование торфа;места обитания водоплавающих птиц.
Природные льды бывают:
Многолетняя мерзлотаМноголетняя мерзлота - подземные воды, находящиеся в мерзлом состоянии в осадочных горных породах и не оттаивающие в течение долгого (десятки и многие сотни лет) времени.Причина образования многолетней мерзлоты: низкие температуры воздуха и почвы, малоснежные и продолжительные (до 2/3 года) зимы. Многолетняя мерзлота широко распространена в нашей стране (более 60 % площади России в той или иной мере ею заняты). В зону мерзлоты попадают: побережье Северного Ледовитого океана в европейской части России, включая Кольский полуостров, вся Сибирь (за исключением юга Западной Сибири и дальневосточного Приморья).
Горные ледники в России распространены на Кавказе (около 1000), на Алтае, Северном Урале, в Хибинах, Саянах, северо-востоке Сибири, на Камчатке и в Забайкалье . Покровные ледники (95 % всех российских ледников) покрывают острова Северного Ледовитого океана и северные полуострова.Крупнейшие горные ледники: Безенги (17,6 км) на Кавказе и Богдановича (17,1 км) на Камчатке.Крупнейший из ледниковых щитов (340 х 70 км): северный остров Новой Земли.Ледник — масса льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающая вязко - пластическое течение под действием силы тяжести и принявшая форму потока, системы потоков, купола или плавучей плиты.
Россию можно смело назвать страной озер и вечной мерзлоты. Страна необычайно богата подземными водами, образующими обширные подземные моря. А в ряде районов на Крайнем Севере и высоко в горах все еще продолжается оледенение – распространены покровные и горные ледники.
Релаксация Урок понравился, узнал много нового и интересного!Что-то понравилось, что-то нет, скучновато!Скучно, неинтересно, ничего нового!
Домашнее задание§ , учить определения. Творческое задание: найти дополнительный материал о пещерах и оползнях.Спасибо за работу!