Народы крайнего севера.Языковые семьи.
Народы Крайнего Севера – история и современность Наша тема выбрана не случайно. С одной стороны, северные земли России – это самый богатый в природно-ресурсном отношении регион, с другой – это наименее освоенная, имеющая огромные проблемы часть нашей страны. Определить границы Севера можно очень по разному: по полярному кругу; по границе низких зимних температур; вероятно, этнокультурная граница совпадает с областью распространения многолетней мерзлоты, именно эта природная особенность оказала серьезное влияние на быт и традиции проживающих здесь народов. В процессе подготовки к работе мы изучили большое количество материалов по теме, что позволило сделать ряд выводов. Северные народы распространены на огромной территории, относятся к различным языковым семьям и группам, различны по численности, среди них много малочисленных народов (численность менее 50 тысяч); в соответствии с родом деятельности есть оседлые и кочевые группы.
На карте народов России хорошо видны ареалы проживания ряда этнических групп: карелы на западе от границ Финляндии до побережья Белого моря, коми на севере Урала, ненцы от Печоры до Енисея, ханты и манси на восточных склонах Урала и территории Западной Сибири, нганасаны на Таймыре, селькупы по западному берегу среднего течения Енисея; по карте можно легко найти места проживания долган, эвенов, эвенок, якутов, чукчей, юкагиров. Ряд народов настолько малочислен, что места их проживания
на карте не обозначены. Кереки проживают на Чукотке, алюторцы на Камчатке и Корякском АО, нагайбаки на Урале, негедальцы в Хабаровском крае, тофалары в Иркутской области, чуванцы на Чукотке и в Магаданской области, сойоты в Бурятии, энцы в Долгано -Ненецком АО, теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы на Алтае.Заселение этих территорий - длительный исторический процесс, начавшийся около 25 тысяч лет назад. За этот период ареал расселения многократно изменялся, как под действием природно-климатических изменений, четвертичного оледенения, так и в результате сложных межэтнических взаимодействий; так якуты приходят в район среднего течения Лены в XIII веке с юга Сибири, и, единственные из северных народов, в условиях хороших сенокосов на аласах занимаются молочным скотоводством. Ханты и манси были почти полностью вытеснены с Урала (места их компактного проживания остались только в Свердловской области) на территорию Западной Сибири в результате экспансии на восток коми-зырян и русских, этот процесс продолжался вплоть до второй половины XX века. Повсеместно происходит взаимовлияние и взаимопроникновение культур и традиций.
Северные народы имеют различные этнические корни, большинство из них представители алтайской и уральской языковых семей, ряд ученых выделяет эскимосско-алеутскую и чукотско-камчатскую лингвистические семьи. Единой точки зрения на выделение семей и групп нет: так чукчей, коряков и ительменов ряд специалистов относит к палеоазиатской группе алтайской семьи, но есть и другая точка зрения – и в соответствии с ней эти народы выделяют в самостоятельную семью (это хорошо прослеживается на вышеприведенной схеме). Языковое родство помогает понять ряд этнографических процессов, в частности, можно проследить особенности миграционных движений. Так принадлежность якутов и долган к тюркской группе алтайской семьи (долганы - самый северный тюркоязычный народ в мире) подтверждает их приход на север с территории Южной Сибири. В свою очередь, саамы, карелы и коми мигрировали с Урала на запад, а принадлежавшие к той же финно-угорской группе уральской семьи ханты и манси были вытеснены на северо-восток.
Современное состояние, экономические, социальные и демографические проблемы. Скажите пожалуйста, я коми-зырянка родилась в Шурышкарском районе, Тюменской обл. с.Мужи, я безработная, не могу устроится на работу вахтовым методом в дочернее общество Газпром, местных там очень мало работает, в основном из стран СНГ, Татарии и т.д. Как мне коренной ямалке устроится на работу Газпром, если нет знакомых кто смог бы помочь? Когда обращаешься к ним, они говорят: у нас сокращение, СВОИХ девать некуда. Выходит мы ямальцы ЧУЖИЕ на своей земле? Форум электронного этнографического журнала. В приведенной выше цитате ясно обозначен ряд современных проблем Российского Севера. Важнейшими проблемами являются: 1.Сокращение численности населения, причины которой: низкий уровень жизни, безработица. Из данных таблицы хорошо видно: для большинства народов характерна убыль, особенно с 1995 по 2000 годы. Сложно определить точное количество представителей каждой национальности, так как часто бывает экономически выгодно быть представителем малочисленного народа.2.Малочисленность жителей посёлков и стойбищ приводит к тому, что много матерей одиночек, так как мало потенциальных мужей: женщины работоспособней и грамотней мужчин, почти все местные жители - родственники.
3.Забываются традиционные виды деятельности, несколько поколений воспитывалось в интернатах, в городе и поселках.4.Еще одна сложная проблема - алкоголизм, люди очень тяжело переходят от кочевого образа жизни к оседлому, и водка - один из самых доступных продуктов .Люди, вернувшиеся из интернатов, не знают своей культуры, городская жизнь им по-прежнему чужда, свои традиционные промыслы забыты, и от отчаяния они спиваются. Как следствие - множество несчастных случаев.5.Низкий уровень образованности, многие представители молодых поколений не закончили среднее образование. По сравнению со старшими молодежь интеллектуально деградировала.6.Вытеснение с исконных земель в результате добычи полезных ископаемых, сокращение охотничьих угодий, приводит к снижению и без того низкой эффективности охоты и оленеводства. Активное освоение месторождений приводит к экологическим проблемам.7. Низкая доступность медицинского обслуживания приводит к распространению инфекционных болезней, особенно туберкулеза.8.Понижается количество знающих родные языки (иногда носителей языка менее 10%).