Использование ИКТ на уроках окружающего мира Роман Елена Васильевна, учитель МОУ ОСШ №1 900igr.net
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Одной из наиболее действенных технологий мы считаем ИКТ. Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Также возможность проверки знаний учащихся через тестовые задания, выводимые на экран. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
В 2006-2007 учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов.
Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника.
Сначала была составлена и проведена серия уроков природоведения в 4 классе с использованием ИКТ по следующим темам: «Земля - наш комический корабль», «О чем рассказывает глобус», «В Арктике», «В тундре», «В зоне лесов», «Лес и человек», «В зоне степей», «В пустыне», «У Черного моря», «Природное равновесие», «Обобщающий урок – игра», «Наш Пермский край», «О подземных богатствах», «О почве», «Лес – природное сообщество», «Луг – природное сообщество», «Природное сообщество пресного водоема», «Растениеводство в нашем крае», «Животноводство в нашем крае», «Неизвестный океан».
В дальнейшем эти уроки были дополнены уроками окружающего мира по программе Л.В.Занкова в 3 – 4 классе по следующим темам: 3 класс «Луг» «Озеро» «Освобождение Руси» «Сборники вечной мудрости» «Тропический лес» «Болото» «Обожествление природы» «Ордынское нашествие» «Принятие Русью христианства» «Расселение славян в лесах»
4 класс «А.В.Суворов» «Государственные символы России» «Кровеносная система» «Мышцы и движение» «Отечественная война 1812 г.» «Австралия» «Дальний Восток» «М.В.Ломоносов» «Особенности кожного покрова» «Реформы Петра Первого» «Северные земли России» «Юность Петра I и начало правления»
Для разработок презентаций к урокам использованы следующие диски: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «Природа, человек, общество», «География 6 – 10 классы», «Природоведение 5 класс», «Энциклопедия «Пермская область», «Технология сельскохозяйственных работ», «Экология – общий курс», «Экология», «Астрономия», а также диски по истории и биологии.
Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации и видеофрагментов в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.
Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков окружающего мира (3- 4 класс).
ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют: сделать обучение интересным и разнообразным по форме; показать в динамике сложные для понимания процессы; вступить в диалог с компьютерной программой; легко пользоваться справочным материалом; выполнять небольшие исследования и проекты. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?