Для просмотра презентации со всеми ссылками необходимо: Подключить компьютер к Интернету В виду большого объема некоторых файлов лучше всего перед просмотром презентации сохранить их в отдельной папке. МОУ «Селоядринская СОШ», Савельев А.В. 900igr.net
Тема: чрезвычайные ситуации природного характера Цели урока: Образовательные - повторить, закрепить материал по теме “Стихийные бедствия”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их. Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся. Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности
Задачи: Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений; дать характеристику опасных природных явлений; Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи; Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Проверка домашнего задания Временное затопление значительной части суши водой, вызывающееся увеличением уровня воды. Наводнение Сход снега с гор Лавина Подземные толчки и колебания земной поверхности. Землетрясение Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам Пожар Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести Оползень Перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей Метель Выброс паров, газов, магмы, горных пород Извержение вулкана Вспомним… Посмотрим… Еще посмотрим…
ЧС природного характера делятся на: геофизические; геологические; метеорологические; гидрологические; природные пожары; массовые заболевания.
К природным чрезвычайным ситуациям геологического характера относят такие опасные явления, как оползни, сели, обвалы, снежные лавины.
Сели» (видео). Наиболее актуальным стихийным бедствием геологического характера для территории России являются сели. Сель (селевой поток) - временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины и других частиц. Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым бассейном.
Основные поражающие факторы этих опасных природных явлений - удары движущихся масс горных пород, а также заваливание или заливание этими массами того или иного пространства.
классификация селей и виды селевых потоков Вид селевого потока определяется составом селеобразующих пород. Основные виды селевых потоков: водо-каменные; грязевые; грязекаменные. Селевые потоки характеризуются линейными размерами (длиной и шириной), скоростью движения, продолжительностью и мощностью (объемом). По мощности (объему) сели подразделяют на катастрофические, мощные, средней и малой мощности. Катастрофические сели характеризуются выносом материала более 1 млн. куб. м, чаще всего образуются в результате землетрясений и извержений вулканов. Мощные сели характеризуются выносом материала объемом от 100 тыс. до 1 млн. куб. м и возникают редко. При селях средней мощности наблюдается вынос материала от 10 до 100 тыс. куб. м и возникают один раз в 2-3 года. При селях слабой мощности вынос материала не превышает 10 тыс. куб. м и возникают ежегодно, иногда несколько раз в год Классификация селей Классификация селей по высоте истоков Классификация селей по составу
Отличие от обвалов и оползней, которые происходят практически на всей территории нашей страны, селевые потоки зарождаются только в гористой местности и движутся в основном по руслам рек, либо по балкам (оврагам), имеющим в своих верховьях значительные уклоны. Селеопасные районы России – Северный Кавказ, Урал, Южная Сибирь, Курильские острова, Камчатка, Сахалин, Чукотка Места возникновения селей
Для возникновения селя требуется одновременно совпадение трех обязательных условий: · наличие на склонах селевого бассейна достаточного количества легко перемещаемых продуктов разрушения горных пород (песка, гравия, гальки, небольших камней); · наличие значительного объема воды для смыва со склонов камней и грунта и их перемещения по руслу; · достаточная крутизна склонов (не менее 10-15 градусов) селевого бассейна и водопотока (русла селя).
Непосредственным толчком для возникновения селя могут быть: К возникновению селевых потоков часто приводят и деятельность человека: проводимые на склонах вырубка лесов, взрывные работы, разработка карьеров, массовое строительство. · интенсивные и продолжительные ливни; быстрое таяние снегов и ледников; обрушение в русло рек большого количества грунта, скальных пород; прорыв озер, искусственных водоёмов; землетрясения и вулканическая деятельность.
Основными поражающими факторами селей являются удары движущихся масс горных пород, а также заваливание или заиливание этими массами свободного ранее пространства. В результате таких воздействий происходит разрушение зданий и сооружений, уничтожение населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных. Перекрытие русел рек ведет к образованию обширных водохранилищ, которые при прорыве запруды могут принести очень много бед. Существенный ущерб наносится сельскому хозяйству. Пахотные земли часто заболачиваются, теряется урожай и происходит интенсивный процесс выбывания земель из сельскохозяйственного оборота. Последствия схода селей
Серьёзные последствия схода селей требуют проведения профилактических мероприятий по защите от селевой опасности, которые можно подразделить на пассивные и активные. К пассивным относятся: К активным относятся мероприятия, связанные с устройством инженерных и гидротехнических сооружений, которые либо задерживают массы пород, либо отводят их от построек и дорог. · наблюдения за состоянием склонов; запрещение строительства в районах возможного действия обвалов, оползней и селей; запрещение взрывных и горных работ вблизи оползневых участков; охрана горных пастбищ, насаждений и травы на склонах.
Наблюдения осуществляются специализированными станциями и постами. Объектами наблюдений являются перемещения грунтов и оползневые подвижки, уровни воды в колодцах, реках и водоемах, режимы подземных вод. Полученные данные представляются в виде прогнозов, которые подразделяются на долгосрочные (годы), краткосрочные (месяцы, недели) и экстренные (часы, минуты). На основе этих прогнозов проводятся различные профилактические мероприятия, организуется оповещение и информирование населения Противоселевые сооружения Защитные стенки, туннели, подпорные стенки, канавы»
На основе данных прогноза до жителей опасных зон заблаговременно доводится необходимая информация относительно возможных угроз населенным пунктам, о зонах и времени проявления обвалов, оползней и селей. Помимо этого до населения доводится информация о порядке поведения людей и мерах, которые они должны соблюдать для безопасного проживания, способе подачи сигналов при возникновении угрозы. Население также должно проводить определенные мероприятия по укреплению своих домов, участвовать в работах по возведению защитных сооружений «Действия при угрозе опасного геологического явления Правила поведения при внезапном возникновении опасного геологического явления
Правила поведения при угрозе опасного геологического явления 1. Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации. 2. Предупредите соседей, знакомых, родных. 3. Принесите имущество со двора и балкона в дом. Укройте ценное имущество от воздействия влаги. 4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия. 5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи 6. Вынесите из дома химические опасные вещества. 7. Срочно выйдите из здания (дома), из опасной зоны. 8. Самостоятельно выходите в безопасное место.
При угрозе обвала, селя, оползня, если времени для эвакуации нет, то плотно закройте двери, окна, вентиляционные и другие отверстия. Отключите электричество, воду, газ. Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества удалите из дома и при возможности захороните в ямах или погребах. В случае экстренной эвакуации самостоятельно выходите в безопасные возвышенные места (маршрут эвакуации должен быть изучен заранее). Имейте документы, запас продуктов питания, воды, одежды и медикаментов. Возможна ситуация, когда люди, здания и сооружения оказываются на поверхности движущегося оползневого потока. В такой ситуации, покинув помещения, следует продвигаться по возможности вверх и, действуя по обстановке, остерегаться при торможении оползня скатывающихся с тыльной его части глыб, камней, обломков конструкций, земляного вала, осыпей. После окончания обвалов, оползней и селей, перед возвращением в свои дома необходимо убедиться в отсутствии повторной угрозы. Поскольку эти явления чаще всего происходят в горных районах, куда внешняя помощь из-за разрушения дорог чаще приходит с опозданием, спасшиеся люди должны немедленно приступить к розыску и извлечению пострадавших, оказанию им первой медицинской помощи, расчистке дорог и первоочередным восстановительным работам.
Закрепление знаний Действия при угрозе опасного геологического явления Классификация селей Места возникновения селей
Контроль знаний Откройте на рабочем столе в папке «Урок по ОБЖ» файл «seli.html» Ваши оценки: «5» -10 правильных ответов «4» -от 8 до 9 правильных ответов «3» -от 5 до 7 правильных ответов «2» -менее 5 правильных ответов
Домашнее задание: Подготовить мультимедиа-реферат по одной из предложенных ниже тем: 1. Правила поведения при угрозе селевой опасности. 2. Порядок действий по спасению человека, попавшего в селевый поток. 3. Мероприятия по противоселевой защите в селеопасных районах России. 4. Последствия схода селей в различных районах России.