Дорожное хозяйство субъектов Российской Федерации. Проблемы и перспективы. СТАРЫГИН Игорь Иванович Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» г. Москва, 6 марта 2013 года 900igr.net
Дороги федерального значения – 50,8 тыс. км; Дороги регионального или межмуниципального значения - 494,7 тыс. км, из них: - дороги с твердым и усовершенствованным покрытием – 452,0 тыс. км; - грунтовые дороги – 42,7 тыс. км. * Автомобильные дороги Российской Федерации Протяженность автомобильных дорог
Состояние сети автомобильных дорог регионального значения (на 01.01.2012 г.) Доля автодорог, не отвечающих нормативным требованиям 63,3% Количество субъектов Российской Федерации менее 20 % 5 от 20 до 50 % 17 от 50 до 80 % 46 свыше 80 % 13
Автомобильные дороги, способные обеспечить пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось: свыше 10 до 11,5 тонн – 0,4 % свыше 6 до 10 тонн – 29,7 % до 6 тонн – 69,9 % Соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по прочности – 41 % Состояние сети автомобильных дорог регионального значения по показателям прочности
ФЗ № 68-ФЗ от 06.04.2011 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ…» …Статья 179.4. Дорожные фонды. 4. Дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации. …Статья 4. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации, принимается не позднее 1 января 2012 года. Совершенствование финансирования дорожного хозяйства
* Объемы финансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации дорожных работ (без учета г.Москвы и г.Санкт-Петербурга), млрд. рублей
* Соотношение объемов финансирования дорожной деятельности в 2011 и 2012 годах Количество субъектов 2012 / 2011 Объем финансирования уменьшился 10 < 1 Объем финансирования увеличился в размере от 3 до 97 % 32 1,0 – 2,0 Объем финансирования увеличился более, чем в 2 раза 21 2,0 – 3,0 Объем финансирования увеличился более, чем в 3 раза 13 3,0 – 4,0 Объем финансирования увеличился более, чем в 4 раза 2 4,0 – 5,0 Объем финансирования увеличился более, чем в 8 раз 2 8,0 – 14,0
* Данные за 2002-2010 годы по материалам сборника «Дорожное хозяйство России. Цифры и факты» по состоянию на 01.01.2011 г. Объемы капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог регионального значения, км
* Данные за 2002-2010 годы по материалам сборника «Дорожное хозяйство России. Цифры и факты» по состоянию на 01.01.2011 г. Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения, км
Расчетная бюджетная обеспеченность дорожной деятельности в субъектах Российской Федерации в 2012 году Млрд. рублей Доля от нормативной потребности, % Нормативная потребность на выполнение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту 1 212,4 Минимальный размер дорожного фонда (Акцизы + Транспортный налог) 313,7 25,9 Дополнительные источники доходов, установленные законами субъектов РФ 27,3 2,3 Дорожный фонд субъектов РФ 341,0 28,1
Направления финансирования из дорожных фондов субъектов Российской Федерации (без учета г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), в 2012 году (01.01.2013 г.)
13,6 % 2,8 % 26,0 % 29,8 % Соотношение фактической обеспеченности и нормативной потребности в финансовых ресурсах в субъектах Российской Федерации в 2012 году на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального значения (без учета г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), млрд. рублей (01.01.2013 г.)
* Доля дорожных фондов в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году, % Доля дорожного фонда в расходной части бюджета, % Дорожные фонды субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации) 7,52 Федеральный дорожный фонд (48-ФЗ от 28.06.2012 г.) 3,53
* Соотношение объема дорожного фонда с объемом бюджета субъекта РФ в 2012 году Количество субъектов Доля ДФ в расходной части бюджета, % Доля ДФ в бюджете субъекта более 10 % 12 > 10 Доля ДФ в бюджете субъекта от 7,52 до 10 % 36 7,52 - 10 Среднее значение среди субъектов 7,52 Доля ДФ в бюджете субъекта от 3,53 до 7,52 % 26 3,53 – 7,52 Федеральный дорожный фонд 3,53 Доля ДФ в бюджете субъекта менее 3,53 7 < 3,53
Своевременное выполнение всего комплекса работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального значения. Недопущение движения по автомобильным дорогам транспортных средств со сверхнормативными нагрузками. Достижение основной цели – обеспечения сохранности существующей сети автомобильных дорог - возможно через решение следующих задач:
Контроль осуществляется лишь в 43 субъектах РФ. На автодорогах регионального значения работают: Стационарные ПВК - 30 (в круглосуточном режиме - 20, по несколько часов в сутки - 4, не работают – 6); Передвижные ПВК – 149 (в круглосуточном режиме – 7, по несколько часов в сутки – 129, не работают – 13) * 2. Недопущение движения по автомобильным дорогам транспортных средств со сверхнормативными нагрузками.
Задача 2 в 2012 году решена лишь частично. Система ПВК на автодорогах регионального значения работает неэффективно. 2. Недопущение движения по автомобильным дорогам транспортных средств со сверхнормативными нагрузками
* Первоочередные меры по совершенствованию системы весового контроля - внесение поправки в федеральный закон от 08.11.2011 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…»; - внесение изменений: В постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». В постановление Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации». В постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1079 (ред. от 06.10.2011) «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах». В приказ Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 г. N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств». 2. Недопущение движения по автомобильным дорогам транспортных средств со сверхнормативными нагрузками
1. Реализация комплекса мер, направленных на приведение существующей сети автомобильных дорог регионального значения в нормативное состояние. 2. Исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22.12.2012 года № Пр-3410 в части принятия необходимых мер, направленных на развитие сети автомобильных дорог, обеспечивающих в ближайшее десятилетие увеличение объемов их строительства и реконструкции в два раза по сравнению с периодом 2003-2012 годов. Стратегические задачи, стоящие перед территориальными органами управления автомобильными дорогами
Расчет потребности в финансовых ресурсах для обеспечения финансирования стратегических задач 2013 2014 2015 … 2020 2021 2022 Всего Км 2060 2360 2700 … 5310 6080 6960 40790 ДФ субъектов РФ (млрд. руб.) 383 421 463 … 746 821 903 6100 в т.ч. на сод., рем., КР 225 291 365 … 864 996 1140 6245 Доля от потребности на сод., рем., КР, (%) 18 22 26 … 46 50 54 в т.ч. на стр. и рек. 158 130 98 … 0 0 0 472 Потребность на стр., рек., (млрд. руб.) 124 150 182 … 480 583 707 3438 Потребность в дополнительных ресурсах для решения задачи по удвоению, (млрд. руб.) 0 20 84 … 480 583 707 3000
* 1. Через совершенствование нормативных документов федерального уровня. 2. С использованием возможностей субъектов Российской Федерации . Максимальное использование внутренних возможностей дорожной отрасли
* Совершенствование нормативных документов в части геометрических параметров автомобильных дорог (ширина полосы движения, ширина обочин); Совершенствование организации работ по зимнему содержанию дорог (содержание автодорог с низкой интенсивностью движения под уплотненным снежным покровом); Совершенствование законодательства о недропользовании в части упрощения порядка выделения карьеров для нужд дорожной отрасли; Совершенствование нормативных документов в части строительства автодорог с низкой интенсивностью движения (в части геометрических параметров, конструкций дорожных одежд, организации автобусного движения). Максимальное использование внутренних возможностей дорожной отрасли
* Более широкое использование возможностей, предоставляемых законодательством о техническом регулировании (в части издания нормативных документов регионального уровня); Более широкое использование механизмов государственно-частного партнерства, контрактов жизненного цикла, долгосрочных контрактов; Безусловное исполнение гарантийных обязательств; Более широкое использование новых технологий и материалов с экономическим эффектом, как на стадии выполнения дорожных работ, так и в период эксплуатации дорожных объектов. Максимальное использование внутренних возможностей дорожной отрасли
Объемы финансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации дорожных работ (без учета г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), млрд. рублей
Спасибо за внимание ! [email protected] www.rador.ru