Вильгель фон Гумбольдт 17671835
БИОГРАФИЯ Учёный родился 22 июня 1767 года в Потсдаме
Во Франкфуртском (на Одере) и Геттингенском университетах Вильгельм основательно изучил право, политику и историю. Преданный науке, он вместе с тем с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной.
В 1790 г. в Веймаре завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гете.
С тех пор, как он женился на Каролине Дахереден, его дом сделался одним из самых блестящих салонов, куда стекалось все, что было в Европе умного, талантливого и знаменитого. Жена Гумбольдта была одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу величайшую помощь даже в его ученых работах.
Политические взгляды Гумбольдт сформулировал учение об индивидуальности. «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях, это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить свое откровение». Гумбольдт считал, что в индивидуальности кроется тайна всякого существования и первым выразил мысль о необходимости разнообразия. Высшую цель, которая должна определять границы деятельности государства, Вильгельм видел в универсальном развитии индивидуальности.
Три формы познания по Канту Чувственность (область ощущения)Рассудок (область понятий и суждений)Разум (область умозаключений)
Шиллер стремится к преодолению противоположностей через игру. Шеллинг выразил идею тождества духа и природы, ввёл понятие абсолюдного разума
Гегель утверждал, что мышление - объективная сущность, первоисточник всего сущего. Мышление – непрерывно развивающийся процесс познания. Высшая ступень развития мышления – «абсолютный дух».
Концепция ШиллераКонцепция ГегеляКонцепция Гумбольдта самобытностидуховной культуры разных народов
Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, — к улучшению общественной жизни.
Условия и причины различия языков – в различии «духа народа»Язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духомМышление обусловлено каждым отдельным языком
Философская проблема соотношения субъекта и объекта Язык является «великим средством преобразования субъективного в объективное, перехода от всегда ограниченного индивидуального ко всеобъемлющему бытию»
Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого.
Диалектический метод Гумбольдта Языковые антиномии
Учение о языковой форме Внешняя форма:звуковое оформление,морфологическая структура,значениеВнутренняя форма:способ соединение понятия со звучанием,выражение «народного духа»,функциональная модель мыслительно-языковых связей
язык как деятельность «Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли… сущность языка заключается в его воспроизведении»
Проблемы эволюции языка Исходные положения: язык не зависит от сознательных действий людей;- язык есть творческий процесс.Процесс номинации:Непосредственное подражание;2. Подражание некому внутреннему свойству звука и предмета;3. Сходство звуков в соответствии с родством обозначаемых понятий
Морфологическая классификация языков