5 ноября 2008 годаПослание Федеральному СобраниюПрезидентская инициатива: «Наша новая школа»
5 пунктов президентской инициативы1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
1. Новые стандарты
1.1. Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г.(начальная школа)– 3 компонента (федеральный, региональный, школьный)– изменения в предметномсодержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания);– заявлены , но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции,деятельностный характер образования– только федеральный компонент– предметное содержаниеперестает быть центральнойчастью стандарта, носитвариативный характер (дается триварианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функцииобразования (на внеурочную работу - 10ч. в каждом классе)– ориентация стандарта второгопоколения на результат образования
1.2. Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколенияДополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников!
1.3. Цели и образовательныйрезультат●овладение умениями●практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции)●освоение знаний формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе воспитание умения учиться -способности к самоорганизации с целью решения учебных задач индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции
1.4. Образец изменений в содержанииначального образованияБыло: понятие пространственных фигур (куб многогранник) - по изображению, модели.Результат - узнавание и называние.Будет: нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др.Результат - умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления.
1.5. Прогнозируемый процесс перехода на новые стандартыI этап - федеральный эксперимент (2007-2009 гг.)- 14 пилотных региноврасширение эксперимента (10% школ)II этап - массовый и, вероятно, одновременныйдля 1-4-х классов, переход на новые стандарты(с 1 сентября 2009 года)В условиях концептуальной новизны стандартов и динамичного перехода на них системе ПК невозможно ограничиться созданием методических рекомендаций для педагогов!
1.6. Система повышения квалификации специалистов начальной школы на федеральном уровнеАПК и ППРОфедеральных государственных стандартов общего образования второго поколения подготовка тьюторов2. обеспечение тьюторов следующими материалами: программа ПК для учителей методические рекомендации по ее реализации КИМы для контроля обученности учителей3. консалтинг и методическая поддержка тьюторов
2. Талантливые детиКультивирование талантов из общей школьной среды Широкая самопрезентация Конкурсы Дополнительное образование Крупные современные образовательно-творческие центры (базовые профильные школы, лагеря) Эксклюзивное сопровождение Интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов Банк данных одаренных детей, отслеживание и фиксация их достижений Слеты одаренных детей Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка
3. Ключевая роль учителя – часть 1Совершенствование оплаты трудаБазовая частьОбновление профессио-нального стандарта и сильная зависимость зарплаты от результатов аттестацииСтимулирующая частьРазвитие общественного участия в оценке результатов и сильная зависимость размера премий от результатовСоциальные льготы Пенсии Подъемные Жилье
3. Ключевая роль учителя – часть 2 Внимательное, уважительное отношение к детям и родителям (Защита прав)Обновление системы повышения квалификации учителей (ПК)Углубление практики («педагогическая интернатура») Присоединение педвузов к классическим университетам, развитие двухуровневой системы
4. Российская школа не должна быть «ветхой»… Новые принципы работы школ Современные требования к учебному оборудованиюНовый порядок проектирования, строительства, формирования материально-технической базы школ Современная инфраструктура (медпункты, столовые, спортзалы, а также лаборатории, пресс-центры, медиацентры, актовые залы)
5. Здоровье школьников и индивидуальный подход& Индивидуальный подход к каждому ученику
Аттестация педагогических кадров новый порядок
Что предлагается - 1 В качестве задач аттестации:подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности;повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта;стимулирование внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста учителей
Что предлагается - 2 В качестве принципов аттестации:обязательность аттестации на соответствие занимаемой должности (1 раз в 5 лет)добровольность аттестации на 1 и высшую категорииоткрытость и прозрачность аттестационных процедур
Что предлагается - 3 В качестве общих критериев:для первой категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий + стабильно высокие на уровне муниципалитета и региона результаты обучения и воспитаниядля высшей категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий и активное их распространение в профессиональном сообществе + стабильно высокие на уровне региона и страны результаты обучения и воспитания
Что предлагается - 4 В качестве механизмов:квалификационный экзамен для определения соответствия занимаемой должностииные формы для присвоения 1 и высшей квалификационной категории (устанавливаются субъектом РФ)
Что предлагается - 5 В качестве процедуры: процедура, отработанная в рамках конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО
Региональная аттестационная комиссия Приказо присвоении Квалификационной категории