Тема: «Подросток как гражданин» Тема: «Подросток как гражданин»
Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству… Плохие граждане… Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству… Плохие граждане… - А как надо относиться к своему Отечеству? - Кто такие граждане? - Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России? Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке.
Понимать: Понимать: значение гражданства как средства формирования личности подростка; сущность гражданства. Знать: термины и понятия «собрание», «демонстрации», «митинг», «выборы», «гражданство», «гражданин»; причины участия человека в политической жизни страны; систему справедливых выборов. Уметь: давать характеристику гражданству; определять факторы, влияющие на политическую зрелость подростков; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию гражданства на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
1. Гражданство. 1. Гражданство. 2. Твои гражданские права и свободы. 3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина. 4. Обязанности граждан.
В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.» В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.» Что означает эта надпись? Сохраняет ли свой смысл в наши дни? Поговорим об этом…
«Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики. «Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики. - Что же мы подразумеваем под этим понятием? - Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию? Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы: - В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу. - Какие роли выполняет подросток в своем возрасте? - Как вы считаете, какая роль самая ответственная? - Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры. - Можно ли сменить гражданство? - Дайте характеристику гражданству. - Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение. - Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав. - Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства? - Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему? - Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права? - В чем суть гражданства? - Дайте определение понятия «гражданство». - Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России? - Кто и как может внести поправки в данные документы?
Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Итак, гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее плоти и крови.
Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров. Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров. Задание: наверняка вы слышали слова: «гражданин» и «подданный». В чем разница между ними?
Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу: Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу: Основные права российских граждан. Политические и гражданские права.
Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством. Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством. Назовите формы участия граждан нашей страны в политической жизни.
Задание: попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы: Задание: попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы: - В чем вы видите разницу в понятиях «собрание», «митинг», «демонстрация»? - Кто может участвовать в этих политических мероприятиях? - Озвучьте специальные правила того, как нужно подготовить такую форму деятельности людей. - Могут ли власти запретить собрания, митинги, демонстрации? - С какого возраста можно участвовать в выборах? - С какого возраста человек может быть избран: А) на выборные должности; Б) главой администрации; В) Президентом страны. - Как происходят выборы? Опишите и объясните механизм избирательной процедуры. - С какого возраста можно участвовать в общественных молодежных и детских организациях?
В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести. В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести.
Задание: работая в группах, попытайтесь выработать собственные ответы на представленную проблему. Свой ответ обоснуйте.
Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав. Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав. А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство? Задание: работая с 2 главой Конституции Российской Федерации, заполните таблицу: Обязанности граждан РФ
Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы: Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы: Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав? Определите свою позицию и аргументируйте ее.
Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений. Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений. Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа».
Произнося слова "Я – гражданин России", каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем. Произнося слова "Я – гражданин России", каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем. - Но давайте поставим вопрос так: легко ли быть гражданином великой страны? - Президенту США Джону Кеннеди принадлежит известное высказывание: «Не спрашивай страну, что она может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны». Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Можно ли назвать вас гражданами России?
Выучить § 17 и выполнить разноуровневые задания: Выучить § 17 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант – ответьте на вопрос, какие права и обязанности граждан России вы знаете? 2 вариант – ответьте на вопрос, что значит быть гражданином России лично для вас? Попробуйте доказать свое мнение. 3 вариант – представьте, что вам поручили написать обращение «К гражданам России». К чему бы вы призвали наших соотечественников?