Преподаватель: Аюшеев Д.Н. Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления
Учебный модуль
№ Вид работы Балл 1 Посещаемость 0-15 2 Работа на семинарах 0-25 3 СРС: 0-10 Реферат Творческая работа (эссе) 0-15 Презентация 0-15 4 Модуль 0-20 итого 100 Общая трудоемкость -90 часов Семинарские занятия по темам лекций СРС – 3 вида работ 90 и более баллов - автомат Рейтинг
Тема: Государственное управление. Субъект, объект, признаки
Субъект и объект управления Признаки и виды управления План
Управление — функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой (внутри себя), так и с внешней средой. Представляет собой деятельность субъекта, направленную на изменение состояния объектов и (или) субъектов (в том числе и себя), по заранее продуманному плану действий. Деятельность по приведению объективного процесса к субъективно выбранной цели. В основе любого управления непременно лежит целеполагание. Управление — воздействие субъекта (СУ), направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно-корректируемой цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил (обстоятельств), которые неизбежно-совершенствуются (меняются) тогда, когда субъект (этот или другой) непротиворечивее познаёт реальность, с которой сосуществует. Управление — действие субъекта, направленное на укрепление сосуществования с реальностью. Управление — стремление субъекта поступить правильно в рамках неких правил. Управление — это элемент функционирования организационных систем (биологических, технических, социально-экономических и др.). Управление
Постановка цели (для чего, зачем). Идентификация того, чем управлять: сбор и обработка информации о ресурсах и процессах (что, где, когда). Анализ, систематизация, синтез (почему). Выбор цели (принятие решения) (куда). Оптимизация этапов (скорости) достижения цели (как, когда). (Определение задач, способов и последовательности их выполнения). Управляющее (изменяющее) воздействие — организация процессов выполнения задач и обеспечение их ресурсами. Контроль выполнения задач (обратная связь — что, где, когда). (Поддержание оптимальной скорости достижения цели). Этапы
Виды управления
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса. Государственное управление
Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
проявляется посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (волю) Признаки
выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Подходы
оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов. Одновременно, для обеспечения выполнения законов органы государственного управления правомочны, в пределах своей компетенции, принимать акты государственного управления, которые по своей юридической силе являются подзаконными нормативными актами; организующий характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства; систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие. Государственное управление обусловлено самой сущностью общества, функционирует вместе с ним, направлено на обеспечение общества как самоуправляемой системы; Особенности государственного управления
оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы; субъекты государственного управления используют имеющиеся у них правовые и фактические возможности для применения внесудебного, то есть административного принуждения; в ведении органов государственного управления находится фактическая государственная сила: правовые, информационные, экономические, технические, идеологические, организационные ресурсы, которыми они распоряжаются; наличие большого государственного аппарата; подконтрольный характер деятельности.
Субъект управления - это органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления, это индивид или группа людей (коллегиальный орган управления), наделенный властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Объект управления – это та часть системы, которая материализует цели управления, исполняет управленческие решения, обеспечивает реализацию социальной миссии конкретной системы управления. Субъект - объект
социально-экономические цели, то есть упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов, достижение экономического благополучия, создание и поддержка определенных экономических отношений; политические цели, то есть вовлечение в управление политических структур государства, поддержка политических процессов в государстве и обществе; обеспечительные цели, то есть обеспечение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности в обществе, общественного порядка и т. д.; организационно-правовые цели, то есть формирование правовой системы, которая способна реализовать основные функции государства и решить его задачи с помощью механизма правового государства. Классификация целей