31 декабря мы совершаем один и тот же ритуал: наряжаем елку. 31 декабря мы совершаем один и тот же ритуал: наряжаем елку. Не задумываемся, что это за ритуал, как появились елочные игрушки? Кто все это придумал?
Ритуалу наряжать елку – более 2000 лет. Ритуалу наряжать елку – более 2000 лет. Верование древних были тесно связаны с природными циклами- весенним и осенним равноденствием, летним и зимним солнцестоянием: все главные магические манипуляции приурочивались к этим значимым дням.
Особенно было важно зимнее солнцестояние- канун самой длинной ночи в году, когда активизируются потусторонние силы и духи. Особенно было важно зимнее солнцестояние- канун самой длинной ночи в году, когда активизируются потусторонние силы и духи. Ель и вечнозеленые растения: сосна, падуб, остролист- символизируют вечную жизнь, поэтому именно они фигурируют в зимних праздниках.
Первыми кто начал наряжать деревья, были жрецы древних кельтов – друиды. Первыми кто начал наряжать деревья, были жрецы древних кельтов – друиды. Они огромное значение придавали деревьям и связывали с ними человеческую сущность( помните друидический древесный календарь) Чтобы задобрить духов, им приносили ритуальные жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Чаще всего это было что-то съестное- хлеб, плоды.
Ель считалась священным деревом, в котором обитает добрый дух леса, олицетворяла собой бессмертие, еловые шишки являлись символом огня жизни. Ель считалась священным деревом, в котором обитает добрый дух леса, олицетворяла собой бессмертие, еловые шишки являлись символом огня жизни. Древние германцы украшали рядом растущую ель, строго придерживаясь канона: яблоки символизировали плодородие, яйца – зарождение новой жизни, орехи – непостижимость божественного промысла.
Канон украшения елки приспособили к христианской концепции: Канон украшения елки приспособили к христианской концепции: Яблоки – напомнить о первородном грехе Адама и Евы. Свечи – выражал суть жертвенности Христа, Вафли – напоминание о хлебцах, используемые для причастия( позднее вафли заменили пряниками) Верхушку венчала – Вифлеемская звезда.
Первые украшения на елях были исключительно съестные. И украшали елку прямо в лесу. Первые украшения на елях были исключительно съестные. И украшали елку прямо в лесу. Впервые елка перекочевала из леса в 1419 году все в той же Германии. К началу 17 века обычай наряжать елочку на Рождество стал уже доброй традицией.
Все началось с яблок. В одной из германских провинций случился неурожай: яблоки уродились мелкие и хилые, и вешать из в качестве символа плодородия посчитали святотатством. Все началось с яблок. В одной из германских провинций случился неурожай: яблоки уродились мелкие и хилые, и вешать из в качестве символа плодородия посчитали святотатством. Поэтому обратились к стеклодувам с просьбой выдуть стеклянные яблоки. Так и появилась классика жанра: елочные шары.
Нововведение прижилось, фантазия заработала – постепенно арсенал елочных украшений стал расширяться: к шарам прибавились и другие стеклянные фрукты, шишки, орехи, звезды, феи, птички. Нововведение прижилось, фантазия заработала – постепенно арсенал елочных украшений стал расширяться: к шарам прибавились и другие стеклянные фрукты, шишки, орехи, звезды, феи, птички. В ход шло все: вата, картон, фольга, яичная скорлупа, проволока.
Существует придание: Существует придание: Первую мишуру сотворила фея: она превратила паутину в сверкающее украшение для рождественской елки и подарила её детям.
Древний обычай украшать ель все больше сливался в сознании людей с чудесной сказкой, и никто уже не вспоминал о кельтской идее умилостивить духов. Древний обычай украшать ель все больше сливался в сознании людей с чудесной сказкой, и никто уже не вспоминал о кельтской идее умилостивить духов.
Были в дореволюционной России и игрушки попроще; их делали в артелях из более доступных материалов — папье-маше, ткань, дерево. Были в дореволюционной России и игрушки попроще; их делали в артелях из более доступных материалов — папье-маше, ткань, дерево. Ангел. Елочная игрушка начала ХХ века
Часто украшения для елки делали дома; накануне Рождества в продаже появлялись специальные альбомы для изготовления самодельных игрушек. На листах помещались цветные литографии с личиками ангелов и Дедов Морозов. Затем изображения вырезали и приклеивали к картонной основе, а чтобы тельце получалось объемным, использовали вату. Это один из самых редких видов елочной игрушки, и найти их в антикварном салоне считается большой удачей. Часто украшения для елки делали дома; накануне Рождества в продаже появлялись специальные альбомы для изготовления самодельных игрушек. На листах помещались цветные литографии с личиками ангелов и Дедов Морозов. Затем изображения вырезали и приклеивали к картонной основе, а чтобы тельце получалось объемным, использовали вату. Это один из самых редких видов елочной игрушки, и найти их в антикварном салоне считается большой удачей.
Только в 1936 году было принято решение о возобновлении празднования Нового года, тогда же вернули и елку — уже не рождественскую, конечно, а новогоднюю — советскую. Тогда артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли бодрые красноармейцы, спортсмены-лыжники, а также клоуны и акробаты. Такие вещи выпускались до середины 50-х годов, поэтому они широко представлены на антикварном рынке и стоят от 1 до 4 тыс. рублей. Только в 1936 году было принято решение о возобновлении празднования Нового года, тогда же вернули и елку — уже не рождественскую, конечно, а новогоднюю — советскую. Тогда артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли бодрые красноармейцы, спортсмены-лыжники, а также клоуны и акробаты. Такие вещи выпускались до середины 50-х годов, поэтому они широко представлены на антикварном рынке и стоят от 1 до 4 тыс. рублей.
С начала Первой мировой войны многие семьи, вспомнив о «вражеском» немецком происхождении рождественской елки, в порыве патриотических чувств отказались от этой традиции. После революции елка вообще была объявлена вне закона, так как этот обычай был признан буржуазным и антисоветским. Производство елочных игрушек в нашей стране прекратилось. С начала Первой мировой войны многие семьи, вспомнив о «вражеском» немецком происхождении рождественской елки, в порыве патриотических чувств отказались от этой традиции. После революции елка вообще была объявлена вне закона, так как этот обычай был признан буржуазным и антисоветским. Производство елочных игрушек в нашей стране прекратилось. Красноармеец на лыжах. Украшение для елки. СССР. 1930-е годы
С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». Начали выпускать стеклянные шары мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики. К юбилею Пушкина была создана серия с персонажами его сказок, также были популярны игрушки с героями сказки «Чиполлино» и «Доктор Айболит». После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде будильников и музыкальных инструментов. С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». Начали выпускать стеклянные шары мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики. К юбилею Пушкина была создана серия с персонажами его сказок, также были популярны игрушки с героями сказки «Чиполлино» и «Доктор Айболит». После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде будильников и музыкальных инструментов. Украшения на елку. СССР. 1940-е – 1950-е годы
В этом году хит сезона – прозрачные стеклянные шары, украшенные ручной росписью в жостовском стиле либо с изображением патриотичных зимних пейзажей: видов Кремля, Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году хит сезона – прозрачные стеклянные шары, украшенные ручной росписью в жостовском стиле либо с изображением патриотичных зимних пейзажей: видов Кремля, Москвы и Санкт-Петербурга.