«Ночь перед Рождеством» - энциклопедия народных традиций, верований, обрядов Итоговый урок в 6 классе по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» в форме проекта
Цели урока Образовательная: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».Развивающая: развить у учащихся культурологические и коммуникативные компетентности, навыки работы в творческих группах, умение находить информацию в различных источниках.Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к национальным традициям ; помочь определиться в нравственных ориентирах.
Типология проекта Коммуникативно – ориентированныйИзучение языка художественного произведения;формирование умений сопоставительного анализа, осмысления проблемных вопросов.КультурологическийЗнакомство с традициями и обычаями славянского народа, бытом и верованиями казачества, с традициями празднования Рождества.
Подготовительный этапСоздание групп и формулировка проблемных вопросов
Самостоятельная работа в группах: презентация терминов
Структурирование информации
Обсуждение гипотез по разрешению проблемных вопросов «Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил?»В эту ночь злые силы, чувствуя приближение светлого праздника рождения Христа, стараются выместить свое зло на добрых людях.Черт и ведьма пытаются украсть месяц и звезды, чтобы испортить людям праздник.Черт соблазняет людей легкой победой и богатством, чтобы заполучить их души.Ведьма преследует свои корыстные цели (прибрать к рукам богатства Чуба).
Систематизация и обобщение полученных теоретических и практических данных в соответствии с выдвинутыми проблемами
2-я группа Рождественские традиции и обряды Сочельник – преддверие Рождества, вечер 6 января, когда принято было колядовать. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окном колядки- обрядовые песни с пожеланиями добра и благополучия хозяевам дома, которые должны были одаривать колядующих вкусной и сытной едой.
Рождество – языческий или христианский праздник? В народном сознании славян христианство и язычество не столько боролись, как взаимодополнялись:
Сведения о колядках Колядки ( от лат. календы – название первого дня месяца у древних римлян). Это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье.Коляда – языческий бог веселых застолий, его имя образовано от слова «коло»- круг, оно символизирует вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету.
3 – я группаПредметно – бытовые детали и символические образы в зеркале рождественской ночи
Цветовая символика Сундук для Оксаны«А как будет расписан! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар!»Красный – цвет любви и красоты; синий – божественность, святость,преданность в любви.Золотой – радость, праздник, святость. Хата Вакулы и ОксаныОкна все были обведены красною краскою.Левый крылос церкви выкрасил зеленой краскою с красными цветами.Зеленый – произрастание, весеннее возрождение, надежда, молодость, воплощение райского сада на земле.
Роль Вакулы в возрождении Красоты, в победе добра над злом «Все пройдет, а вот звезды останутся» (М.Булгаков)
Какая деталь костюма помогает проследить эволюцию героев? ЧеревичкиКрасивая, как елка, колючая, как иголка.Не гляди на чуб, гляди на душу.Не все то золото, что блестит.(«Мне не нужно черевиков!»)
Романтический идеал Гоголя «…Красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше».
Презентация проектов изаполнение обобщенной таблицы
Осмысление художественной ценности произведения «Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального…- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя». (В.Г.Белинский)
Рефлексия Звезда – символ чего-то прекрасного и недостижимого, как идеал.Каждый, уходя с урока, должен положить звезду в шкатулку той группы, чье выступление сегодня на уроке было более убедительным и ярким.