"Нации и межнациональные отношения Соколова И.В.Боголюбов 10-11 класс
Зачем нам изучать эту тему? Кто является источником власти в России?Сколько народностей проживают на территории России?Что такое «этнос»?О каких межэтнических конфликтах вы слышали?Что такое толерантность?
Задачи изучения темы Знать, что такое этнос и этнические общности.Понимать смысл основных понятий темы (нация, национализм, нацизм, шовинизм, расизм, ксенофобия, сепаратизм, менталитет, самосознание)3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения.
Соотнесите тип общества и этническую общность
Сравните два понятия «нация» историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании. исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории,экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании (чувство принадлежности к своему народу, к его исторической судьбе).
Нация Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтамНациональность – принадлежность человека к той или иной нации
Национальные ценности — то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны.
Национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности.Иначе говоря, национальный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.
Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения,взаимодействия личности и социальной среды.
Тенденции этнических процессов современности интеграции — сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов;. дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности
Этнический конфликт это любая конкуренция (соперничество)между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции между разными этническими группами.
Основные причины конфликтов Территориальные — борьба за изменение границ,Экономические — борьба этносов за обладаниесобственностью, материальными ресурсами, среди которыхбольшую ценность, в частности, имеют земля, недра.Социальные — требования гражданского равно-правия, равенства перед законом, в образовании, в оплатетруда, равенства при приеме на работу, особенно напрестижные места в органах власти.Культурно-языковые — требования сохраненияили возрождения, развития языка, культурной общности.
Примеры конфликтов Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населенияВ ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину. Май 1948 года – провозглашение создания Израиля С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день.Югославия и АлбанияАнглия и Ирландия
Пути предотвращения конфликтных ситуаций Первый — применение правовых механизмов,Второй — переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредниковТретий — информационный. Он предполагает, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.
Гуманистический подход — главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:• признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами;• развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности;• нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.
Термины (запишите в тетрадь) Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципамАнтисемитизм – национальная нетерпимость к евреямРасизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшиеАпартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминацияНационализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другойШовинизм – крайняя агрессивная форма национализмаАфроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожейКсенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим»Дискриминация – ущемление правСепаратизм - это требования суверенитета и независимости для этнической группы
Толерантность— уважение, доверие, готовность к сотрудничеству, компромиссу с людьми любой национальной принадлежности, стремление понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения.
Домашнее задание Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы ее основные положения?Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; Приведите примеры межнациональных конфликтов