ГДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга МНЕМОТЕХНИКА — ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ Выполнила Грушина Н.В. воспитатель дошкольного учреждения
Задачи: 1. Совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений.
2.Необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. 3. Научить детей управлять своим вниманием, сделать его (внимание) послушным.
Когда начинать заниматься мнемотехникой? Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.
Как заниматься? Шаг1. Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются в курсе "Методика мнемотехники"). Результаты фиксируются.
Шаг2. На основании результатов тестирования составляется целевой перспективный план (на 10-12 опорных занятий).
Структура занятий 1-е занятие 1. Игра "Фотоаппараты" — на развитие внимания. (Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.) 2. Упражнение "Рисуем слова" — подготовка к методу крокирования. (чертеж, схема)
3. Игра "Кукловоды" Цель игры: активизировать двигательную память ребенка. Ход игры: Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла". Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
4. Игра "Объяснялки", развивающая фантазию. (Нужно по краткому описанию определить, о чем речь.) 5.Упражнение, активизирую-"двуполушарную" деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).
2 занятие 1. Игра "Опиши соседа", развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами). 2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод "чепухи"), использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение "Прятки" Используются 10-12 тактильных дощечек отличающимися структурой поверхности. Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие. Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.
4. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
3 занятие 1. Упражнение "Волшебный круг", Цель: развивать навык сосредоточения. Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку... и, наконец, в точку.
2. Развиваем фантазию — "На что похожа цифра?" 3. Закрепление метода "чепухи" в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!» Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить. Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок. Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.) Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
5. Тренинг метода "чепухи" на любом коллаже.
4 занятие 1. Игра "Слухачи Цель: развивать навык сосредоточения. Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге... По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.
2. Игра "Сделай, как я!" Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры). Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
3. Пантомима "Мишки в лесу", стимулирующая образное мышление (эйдетику). 4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем "запахи" служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации). 5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.
литература Электронный адрес: http://mnemotexnika.narod.ru/ «Мнемотехника» Бодрова И. Г.Челпанова "О памяти и мнемонике» «Мнемотехника - развитие памяти» Козаренко В.А.