ПРОЕКТ: «Мир профессий» МОУ «Усть-Нерская основная общеобразовательная школа с коррекционными классами»
Авторы: Бельды Наталья, ученица 9 кл. (VIII вида);Галочкин Алексей, ученик 6 кл. (VIII вида);Ворокина Светлана, ученица 6 кл. (VIII вида);Кузминская Виктория, ученица 6 кл. (VIII вида);Швец Анастасия, ученица 6 кл. (VIII вида).Руководитель: педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна.
Цели и задачи проекта: Получить: подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;информацию о правилах выбора профессии;определиться в выборе будущей профессии; сформировать представления о своей будущей профессии; повысить интерес к профессиональной деятельности людей;развивать свою психолого-педагогическую культуру;подготовиться к дальнейшему выбору профессии .
Актуальность: В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать где продолжить образование или куда пойти работать, какую профессию выбрать в будущем. Актуальность этой проблемы отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству; отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.Выбор профессии – важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.Нам бы хотелось изучить мир профессий и выявить для себя более интересную. Вот почему проблема выбора будущей профессии актуальна и для нас.
Предмет исследования: Объект исследования:
Методы исследования: литера-туранаблю-дениеопросбеседаинтер-нетинтер-вью
Изучаемые профессии:
Результаты исследования:
Что же такое профессия? Профессия - это необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Мы познакомились с определениями: Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.Должность — это конкретный трудовой пост в организации.
Система профессиональной подготовки кадров: Начальная—общеобразовательные школы, учебно-производственые комбинаты, производство.Средняя — профессиональные училища, частные профессиональные школы.Средне-специальная -техникумы, педучилища, специальные средние школы - и училища.Высшая—государственные и частные вузы.
При выборе будущей профессии необходимо учитывать факторы:
Фактор МОГУ состояние здоровья;способности;уровень знаний;психологические особенности личности.
Фактор ХОЧУ наши желания; интересы; склонности.
Фактор НАДО потребности рынка труда в кадрах
Ошибки и затруднения при выборе профессии? Мнение о престижности профессии . Престижность профессии должна учитываться после учета моих интересов и способностей. Иначе буду владеть "модным", но не с приносящей удовольствия специальностью. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Нужно стараться увидеть, чем я отличаюсь от товари- щей и в чем мы сходны. Это поможет понять, что если, например, Вася идет на пожарного (он рискованный человек), но мне эта профессия может не понравиться (я ведь очень осторожный и рассудительный). Перенос отношения к человеку, представителю той или иной про- фессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учи- тывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что мне нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятель- ности.
Увлечение только внешней стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, буд- ничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепере- дачах, чаще они изучают массу информации, архивов, разгова- ривают с десятками людей, прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение.Отождествление школьного учебного предмета с профессией илиплохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иност- ранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать какие профессии за этим предметом стоят. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах(склонностях, способностях). Разобраться в себе мне помогут психо- лог, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут ока- заться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии.
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостат-ков, необходимых при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухуд- шить мое состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном те, в кото-рых требуется длительное напряжение тех или иных физиологичес- ких систем. Секретари - сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
Что мне поможет при выборе профессии? изучить глубже самого себя: в своих интересах, склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях;прочесть побольше книг, статей, журналов о выбранной профессии;познакомиться с представителем выбранной профессии и побеседовать с ним;ознакомиться с учебными заведениями, в кото- рых можно получить информацию и образование о выбранной профессии;быть настойчивым в достижении намеченной цели.
БИБЛИОГРАФИЯ: Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб., 2006.Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб., 2005.Грецов А. Г., Попова Е. Г., Бедарева Т. А. Мир профессий в спорте. Под ред. С. П. Евсеева СПб., 2007.Грецов А.Г., Бедарева Т.А., 100 популярных профессий – Спб, 2008 .Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М., 2005.Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998 г.http://www.profosvita.org.ua