"Мир права вокруг нас" Дубинина Татьяна Андреевна ГОУ НПО ПУ № 2 г. Райчихинск Амурской области
Соревнование "Мир права вокруг нас"
Цели: Подвести учащихся к пониманию сущности права как меры свободы и справедливости; развивать самостоятельность, творческие способности, посредством решения задач проблемного характера; прививать навыки исследовательской работы; воспитывать активную жизненную позицию, формировать нравственные качества, правовую культуру учащихся.
Слово преподавателя Мы живём в мире права. По многу раз в день, выступая в какой – либо социальной роли, мы становимся участникамиразличных отношений, регулируемых нормами права.Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится, работает, ходит в магазин, ездит в транспорте,бывает в музеях, театрах, кино, ходит в гости, смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.В большинстве случаев, мы знаем, как вести себя: в силу сложившихся традиций, благодаря знакомству с законом из средств массовой информации и лишь в отдельных случаях мы целенаправленно изучаем правовые источники.Знаменитый английский юрист XVIII века Блэкстон говорил: «Преимущества и свободное время даны людям не только для их собственной пользы, но и в интересах общества, а между тем они не могут ни на каком поприще жизниправильно исполнить свой долг по отношению к обществу и самим себе, если они не знакомы до некоторой степени с правом и законом».Право – одно из самых ценных приобретений сделанных человечеством на путях его исторического развития иодновременно оно само есть важнейший инструмент общественного прогресса. А это значит, что задача каждого – научиться владеть правовыми знаниями и уметь использовать их в различных, подчас нестандартных ситуациях.Надеюсь, что сегодняшнее наше соревнование покажет, насколько вы владеете правовыми нормами и умеетеиспользовать их.А теперь подошло время проявить себя, выполняя задания по различным областям правовых знаний. Кто получит правооткрыть первый сектор покажет конкурс «Тёмная лошадка».
Разминка Определите нормы и законы каких отраслей права регулируют правовые отношения, возникшие в следующих случаях. Команда, набравшая большее количество баллов, получает право выбора сектора, в котором получает право первого хода.
Жеребьёвка. "Тёмная лошадка"Представьте себе такую ситуацию. Вы приехали в страну, правовая система которой вам почти неизвестна.Вам предоставляется возможность задать знающему положение дел человеку 3 конкретных вопроса,чтобы разобраться в интересующем вас вопросе. Какие бы вопросы вы задали и почему? (Оцениваются точность и оригинальность вопросов).
Эссе Домашнее задание Перед вами высказывания известных личностей. Ваша задача пояснить вашу личную позициюпо вопросу, т.е. как вы понимаете смысл сказанного? Пояснить и аргументировать вашу точкузрения.1. Законы бесполезны, как для хороших, так и для дурных людей. Первые не нуждаются взаконах, а вторые не становятся от них лучше.2. Жить без законов немыслимо. Предоставив людям свободу делать то, что им хочется иликажется нужным, мы ввергнем наше общество в пучину хаоса и войны.
Гражданское право Закон «О защите прав потребителей» уже сыграл важную роль на российском потребительском рынке. Хотя до порядка на рынке товаров и услуг ещё далеко. Порядок наступит тогда, когда сами граждане начнут применять механизмы защитысвоих прав. Познакомьтесь с двумя реальными письмами потребителей, чьи права были нарушены, и попытайтесь дать ответы на интересующие их вопросы. Каждой команде выдаётся письмо потребителя. На обдумывание предоставляется 3 минуты. Затем необходимо ответить на вопрос потребителя.
"Шляпная дискуссия" Имеются карточки двух цветов: красные и зелёные. Каждой команде предоставляется право выбора карточек любого цвета в количестве 5 штук.В течение 3 минут вам необходимо обдумать предложенные в карточках термины и определения и дать ответ.оцениваются ответы по красным карточкам в 2 балла каждый ответ, а по зелёным – в 1 балл.
Уголовное право Командам предлагается решить юридические задачи.В течение 3 минут необходимо одумать предложенные задачи и прокомментировать свой ответ.
Кроссворд Командам предлагается решить кроссворд. На обдумывание и решение кроссворда предоставляется 3 минуты.
Административное право Командам необходимо ответить: какие из перечисленных действий являются правонарушениями, а какие преступлениями.
Трудовое право Командам предлагается заполнить таблицу «Права и обязанности работодателя и работника, вытекающие из трудового договора». На обдумывание и заполнение таблицы предоставляется 5 минут.
Семейное право Команды в течении 3 минут должны решить тестовое задание.
Конституционное право В теории конституционного права принято выделять следующие виды правовых норм: Провозглашающие, разрешающие, регламентирующие, обязывающие, запрещающие. Приведите примеры из главы 1 Конституции РФ (статьи, положения) относящиеся к каждому из видов правовых норм. В течение 5 минут вам необходимо обдумать и прокомментировать свои ответы.
Подведение итогов Слово уважаемому жюри.