Презентация на тему: Место России в современном мире. Выполнил ученик КАТК. Группы 11Л. Сафин Адель.
Содержание: I. Введение. II. Современный мир. III. Положение России в современном мире. IV. Россия и страны СНГ. V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса. VI. Заключение. VII. Список литературы.
I. Введение. После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новаявнешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своихгеополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военныхбаз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная отРоссии Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзниковв Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных"границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно вПрибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной иконтинентальной страной. Таким образом, с высоты сегодняшнего дня выглядят беспочвеннымипервоначальные представления российских демократов о том, что бывшиесоюзные республики, благодарные Москве за предоставленную свободу иразделяющие с ней общие идеалы, будут стремиться к сохранению "братских уз"с преобразившейся метрополией. Оказались утопией и радужные надежды на то,что после окончания "холодной войны" народы заживут дружной семьей и наземле возобладают мир, стабильность, порядок и добрососедство. Развеялисьиллюзии относительно того, что Запад является для новой России самымнадежным идеологическим и политическим союзником, щедрым и бескорыстнымдонором, идеальным образцом для подражания в вопросах социально-экономического развития.К концу ХХ века внешнеполитические ивнешнеэкономические отношения России со странами как «дальнего», так и«ближнего» зарубежья можно коротко охарактеризовать, как полный провал.Одним из путей выхода из сложившегося кризиса, мне видится, трезвая оценка,как современного мира, так и места нашей страны в нем.
II. Современный мир. Современный мир, действительно, противоречив. С одной стороны - налицопозитивные явления и тенденции. Покончено с ракетно-ядерным противостояниемвеликих держав и разделением человечества на два антагонистических лагеря.На путь демократии и рыночных преобразований вступили многие нации Евразии,Латинской Америки и других районов, которые до этого жили в условияхнесвободы. Нарастающими темпами формируется постиндустриальное общество, котороекардинально перестраивает весь уклад жизни человечества: постояннообновляются передовые технологии, нарождается единое общемировоеинформационное пространство. Углубляются международные экономические связи. Интеграционные объединения в различных частях света приобретают всебольший вес, превращаются в существенный фактор не только мировойэкономики, но и военной безопасности, политической стабильности,миротворчества. Растет число, и множатся функции международных институтов имеханизмов в системе ООН, стягивающих человечество в одно целое,способствующих взаимозависимости государств, наций, людей. Происходитглобализация экономической, а вслед за этим политической жизничеловечества.
Но столь же очевидны явления и тенденции совершенно иного порядка,провоцирующие разобщенность, противоречия и конфликты. Взорвалась последесятилетий спокойствия ситуация на Балканах. Конфликты вспыхивают надругих континентах. Имеют место попытки дробления международного сообществана замкнутые военно-политические блоки, конкурирующие экономическиегруппировки, соперничающие религиозные и националистические движения.Планетарных масштабов достигли явления терроризма, сепаратизма,наркоторговли, оргпреступности. Продолжается распространение оружиямассового уничтожения.
Отличительной чертой нынешней эпохи является наличие значительногоОтличительной чертой нынешней эпохи является наличие значительногочисла государств, которые испытывают серьезные внутренние трудности.Причем, как показал недавний финансовый кризис в Азии, от срывов незастрахованы и динамичные экономические системы. Угроза стабильности вгосударстве может исходить от политической системы - как тоталитарной, раноили поздно обреченной на крах, так и демократической. Бурная демократизациядала волю различным разрушительным процессам - от сепаратизма до расизма,от терроризма до прорыва мафиозных структур к рычагам государственнойвласти. Очевидно, и то, что даже в наиболее развитых странах сохраняютсяузлы религиозно-этнических противоречий. При этом внутренние проблемы всестремительнее вырываются за государственные границы, вторгаются в сферумеждународных отношений.
III. Положение России в современном мире. Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый«букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современнуювнешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только«достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, новнутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране. В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международныхсвязей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз каквнешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угрознациональной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм,экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), таки внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распадаРоссии):
Угрозы национальной безопасности России, в % Угрозы национальной безопасности России, в % . 61,0 - Международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма и его распространение на территорию России . 58,6 - Низкая конкурентоспособность России в экономической сфере . 54,8 - Растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала от США и других стран Запада . 52,9 - Дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР (страны Балтии, Украина, Грузия и т.п.) . 51,4 - Установление мирового господства США и их ближайших союзников . 51,0 - Давление на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента . 26,2 - Угроза Распада России . 18,6 - Информационные войны, информационно-психологическое воздействие на Россию . 17,1 -Демографическая экспансия Китая . 16,7 - Ослабление позиций ООН и разрушение мировой системы коллективной безопасности . 15,7 - Крупномасштабные техногенные катастрофы . 11,9 - Несанкционированное распространение ядерного оружия . 10,0 - Глобальные угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, СПИД, истощение природных ресурсов и т.п.) . 7,1 - Территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств . 3,3 - Никакой реальной существенной угрозы национальной безопасности России не существует.
Обращает на себя внимание также то, что российские эксперты не придаютОбращает на себя внимание также то, что российские эксперты не придаютсущественного значения глобальным угрозам, которые все больше перемещаютсяв центр внимания западного сообщества. Представляется, что это во многомсвязано с тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являютсяисключением, уже давно живет, что называется "сегодняшним днем". Далеко набудущее никто не загадывает и поэтому реальные, но "отложенные" угрозы(истощение природных ресурсов, потепление климата, несанкционированноераспространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) невоспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепциивнешней политики Российской Федерации», принятой недавно правительством ипрезидентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав,рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеютзачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить рольсуверенного государства как основополагающего элемента международныхотношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела.Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массовогоуничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру ибезопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональныеи локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную ирегиональную стабильность начинает оказывать рост международноготерроризма, транснациональной организованной преступности, а такженезаконного оборота наркотиков и оружия».
IV. Россия и страны СНГ. Нельзя назвать безоблачными и отношения России со странами СНГ,Балтии и бывшего соцлагеря. Спустя 10 лет после образования СНГ страны-участницы находятся дальше друг от друга и прежде всего от России. За десятилетие своего существования СНГ пережило несколько этапов:
Этапы:. Первый этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово- экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка, центробежные тенденции усиливаются. . Второй этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым совместным решениям становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако между отдельными государствами появляется стремление установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного союза трех стран и Центральноазиатского экономического сообщества. . Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.
V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса Несомненно, что главным для России региональным приоритетом являетсяпостсоветское пространство - в силу исторических, геополитических,экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для упрочениянаших позиций на пространстве СНГ. Но очевидно, что члены СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению.Учитывая европейский опыт, а равно интересы и позиции наших соседей напостсоветском пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапеэкономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует выбиратьформы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях,таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективнойбезопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции - создающийсяСоюз России и Белоруссии. В новой «Концепции внешней политики РФ» записано: «Упор будет делатьсяна развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всемигосударствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из нихнеобходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества,готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в томчисле в обеспечении прав российских соотечественников. … Приоритетноезначение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов вгосударствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе смеждународным терроризмом и экстремизмом».
Главным национальным приоритетом России является укрепление Главным национальным приоритетом России является укреплениенациональной безопасности страны, которая сегодня является одним из самыхслабых звеньев российской внешней и внутренней политики. Образ угрозыпрочно ассоциируется как с деятельностью определенных внешнеполитическихсубъектов, прежде всего НАТО, с активизацией "исламского" фактора, так и свнутренними процессами - растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала и, соответственно, снижение конкурентоспособностиее экономики на мировой арене. Российские эксперты по-разному видятважнейшие национальные интересы нашей страны, причем за последние нескольколет акценты сильно сместились в сторону усиления «личного» положения Россиина мировой арене и решения внутренних проблем.
VI. Заключение.
События последних месяцев во многом превзошли самые смелые прогнозы ипредположения. Терракты 11-ого сентября в Нью-Йорке и ответная акция США в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, какРоссии, так и всех остальных стран мира. Еще несколько месяцев назадприсутствие сил НАТО в странах Средней Азии таких, как Узбекистан иТаджикистан, было попросту невозможным, сейчас это уже реальность.Бомбардировки Афганистана ставят под сомнение саму необходимостьсуществования Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем виде. Мировой терроризм стал действительно глобальной угрозой, и в связи сэтим на первое место в международных отношениях выходит военно-техническоесотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит переднашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки вооружений. Конфликт двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остроставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения. Мир вступил в новый XXI век с еще большим количеством глобальныхпроблем, и не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимымгосударством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритетРоссии.
VII. Список литературы.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ (Аналитический доклад РНИСиНП по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта).2. Егор Строев «Россия и страны СНГ в преддверии XXI века» (выступление на Втором Петербургском экономическом форуме).3. Степан Ситарян «Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия» ("Проблемы теории и практики управления" 5/01).4. О СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ И ЗАДАЧАХ ПО ИХ РАЗВИТИЮ (Информационный сервер правительства РФ).5. Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения. Стратегия – 3 ("Независимая газета" № 107-108, 1998 г).6. Игорь Иванов «РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века» ("Независимая газета" от 20.01.2000)7. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ (Сервер МИД России)8. Е.П. Бажанов «Роль и место России в современном мире» (Центр Стратегических Разработок, 1999-2000)