Маска… …всегда скажет нам больше, чем само лицо. Оскар Уайльд
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР Трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
ВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях. В XVI в. в Италии возникла комедия дель арте или комедия масок. В основе представления был краткий сценарий и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие "амплуа". Публика с радостью узнавала глупого и жадного купца Панталоне, хвастуна и труса Капитана, лжеученого Доктора. Душой представления были слуги: весельчак Бригелла, ребячливый Арлекин, разбитная Серветта; между ними разыгрывались уморительно смешные интермедии с трюками, плясками и веселыми песенками. Кот – одна из любимых венецианских масок выглядит ярко, нарядно. В основе этой маски история о том, как привезенный из Китая кот переловил всех дворцовых мышей, а человек принесший кота дико разбогател.
РИТУАЛЬНЫЕ МАСКИ В глубокой древности маски (от латинского слова “личина”) были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.
СОВРЕМЕННЫЕ МАСКИ В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации.
Маска скрывает лицо, но обнажает намерения. Евгений Ханкин Сорвать маску и показать свое настоящее человеческое лицо большинству людей достаточно сложно. Куда проще продолжать играть воображаемую роль, в которой ты кажешься лучше, интереснее, счастливее…
Спасибо за внимание! Творческих успехов!