Кругобайкальская железная дорога
В мире нет больше такой дороги как КБЖД,где инженерные сооружения так гармонируют с природой, с шикарными видами.
Протяженность КБЖД примерно 100 км. Состоит из 58 тоннелей и галерей, более 248 мостов и виадуков, 248 подпорных стенок, которые дополняют 172 памятника архитектуры. КБЖД объявлена архитектурно-ландшафтным заповедником и взята под гос. охрану.
Проходка тоннелей велась ручным и машинным способом. При ручном способе среднесуточный ход составлял 0.42 - 0.59 м. При машинном способе применялось электричество. Это было впервые на железных дорогах России.
Все тоннели обделаны каменной кладкой на цементном растворе. Стены и свод выкладывались из отборного бутового камня (камень неопределенной формы) горизонтальными рядами.
При обработке камню придавали необходимую форму, размеры, фактуру лицевой поверхности. Толщина стен из бутовой кладки составляла в среднем 0,31-0,74 м.
Рядом с тоннелями часто воздвигались защитные стены от камнепада и отводные каменные русла для небольших ручьев.
№12 «Половинный», №7 «Каторжанский», №35 «Хабартуй», №18 «Киркирей» и т. д.
Самый дорогой тоннель-№11 "Шумихинский".Самый сложный тоннель-№18-бис..Самый красивый тоннель- Тоннель 9-бис.
Тоннель Половинный- самый большой на КБЖД. Его протяженность 807 метров.
Их (туристов) на КБЖД поражают фундаментальная прочность и изящество тоннелей, галерей, подпорных стенок, Привлекает необыкновенно гармоничное сочетание дикой природы и памятников архитектуры,естественность, с которой технические сооружения вписаны в ландшафт
Уникальный участок транссиба,выполнивший историческую роль,является сегодня комплексным музеем, объединившим памятники инженерно-технической архитектуры, геологии, зоологии и минералогии.