Кто не помнит прошлого, тот не имеет настоящего. Конфуций.
Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «Научное общество учащихся»Средняя школа №6с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Тема: “Корни русской старины”. Выполнили: ученицы 8 класса Лаврова Настя, Мухаметдинова Наташа, ученицы 7 класса Криницина София, Балог Наташа, Руководители: Айтжанова Наталья Николаевна, Лундина Светлана Михайловна,
Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа. Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, мы - современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа. В основу проекта мы положили изучение народных праздников, выбрав самые яркие: Рождество, Масленица, Пасха. К ним мы готовим выставки по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, провели фольклорный праздник “Рождественские посиделки” для учащихся 4-ого класса, написали сценарий к Масленице, по которому проведем в начальной школе праздник. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков, как выглядел народный костюм.
Актуальность темы:Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, обычаи, традиции должен каждый человек. Проблема: Традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов – замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо. Цель:Сбор научно-информационного, литературно-иллюстративного материала по народным праздникам.Организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству к Рождеству, Масленице, Пасхе.Проведение фольклорного праздника “Рождественские посиделки”. Написание сценария и проведение по нему праздника Масленицы в начальной школе с целью популяризации нашей национальной культуры.
Задачи:Провести презентацию выставки праздник “Светлого Рождества”.Провести фольклорный праздник “Рождественские посиделки”(для учащихся 4класса).Провести презентацию выставки ”Раздольная Масленица”. Написать сценарий и провести по нему праздник Масленицы в начальной школе.Провести презентацию выставки “Великий праздник Пасхи”.Собранный материал передать в библиотеку для общего пользования.Методы решения задач: Посещение библиотеки, КИЦа.Работа в Интернете.Просмотр дисков (“Народные праздники”, “Славянские крашенки”, “Древнерусская архитектура”).Изучение собранного материала.Работа над композициями на тему: “Рождество”, “Масленица”, “Пасха”.Работа над постановкой фольклорного спектакля “Рождественские посиделки”.Разработка сценария к празднику масленицы для начальной школы.Выполнение декоративно-прикладных работ к Пасхе.
Праздник Светлого Рождества
14 участников представили свои работы. Изучив собранный литературный, иллюстрационный материал, просмотрев видеофильмы, мы сделали наброски, зарисовки на выбранный сюжет. В своих выставочных работах мы стремились передать в первую очередь, характерные особенности праздника, настроения. Мотивы работ разнообразны.
изображение народных гуляний, колядование, рождественский натюрморт.
Под каждой композицией есть текст, который помогает лучше понять содержание: «Христос родился!», гуашь, Крупина Настя, 8 «В» класс, шк. №6«Спокойствие в окрестностях Вифлеема было нарушено движением в небесах. Звезды, казалось, задрожали. «Не бойтесь, - пропел ангел. – Слушайте, ибо я несу всем благую весть о великой радости – рождении Христа!»«Рождественские песни», гелиевая ручка, Судиловский Женя, 8 «В» класс, шк. №6«Праздник Рождества, весь мир, казалось, пел. В небесах звезды и планеты водили волшебные хороводы. Внизу им вторили гимнами Рождества церкви и соборы»
А какая культура может существовать без фольклора? Холодными зимними вечерами в избе, которую откупали у какой-нибудь одинокой старушки, собиралась молодежь на посиделки.Песни, игры, танцы, гадание на судьбу, на суженного, колядование – это и есть рождественский фольклор. Именно так на Руси проводили время в рождественские вечера. Подобные сценки были показаны нами в рождественских посиделках.
Это помогло нам, как участникам, и зрителям узнать как праздновали Рождество в старину в деревнях Руси и в Енисейской губернии.
Отгулял народ зимние праздники, и земля и люди ждут весну! Наступила Масленица! Семь дней народ придавался празднованию и каждый день имел свое значение.
«Народные гуляния», «Заигрыш молодых», «Тещины блины», «Сжигание Масленицы» таковы названия работ, которые мы приготовили к Масленице.
Широко праздновали Масленицу на Руси – безудержная народное веселье с песнями, обрядами, с скоморошескими играми, колядками. Не даром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки: “Не житье, а масленица”, “Не все коту масленица”. Настоящий праздник Масленицы прошел у нас в начальной школе. Мы написали для него сценарий. План сценария “Масленица”: 1. Выход скоморохов под народную музыку. 2. Общая пляска со скоморохами. 3. Вынос Масленицы и песня “А мы Масленицу дожидали” (исполняет фольклорная группа). 4. Выход ряженых. 5. Игры: “Ручеек”, “Карусель” и др. 6. Общая песня “Блины”. 7. Соревнования: “Меткий стрелок”, “Перетягивание каната”, “Мячик”. 8. Катания мальчиками девочек на санках. 9. Проводы Масленицы (сжигание). Песня “Прощай, Масленица”(исполняет фольклорная группа). 10. Праздничное застолье.
Фольклорный праздник “Масленица” в начальной школе.
Работы по библейским сюжетам “Чудное воскрешение”“Пришествие Марии Магдалины к Тиберию”.
Сценки из народной жизни.
“Дорога в храм в Пасхальный день”“Освящение приношений в Покровском соборе”
Декоративная работа – “Cлавянские писанки”
Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми.Сохраняется веселье, нарядные одежды, подарки, вкусная еда, песни, пляски и обычаи многие из которых мы знаем, помним и хотим продолжать!Коллективные работы учащихся начальной школы.
Раздольная масленица
Народные промыслы
Маленькие участники проекта и их старшие наставники