«Я ставлю тебя в центр Вселенной»Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города
Периодизация ВозрожденияРаннее (с начала XV в.)Высокое (первая треть XVI в.)Позднее (вторая половина XVI в.).
«Окинуть взглядом лежащий вокруг мир, услышать зов его вещей и протянуть к ним руку, отдать им свое сердце, ничего не утаивая из дарованных ему сил, — в такую минуту человек перестает быть гостем на земле и бросает в нее полновесное зерно будущего». «Мир дан человеку, а так как это — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нагого тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины» (Муратов П. П.)
Витрувианский человек De architectura libri decem (лат., «Десять томов по архитектуре») — самый древний и единственный трактат по теории архитектуры, целиком дошедший до наших дней с дохристианских времен. Он посвящен римскому императору Августу. Считается, что его автором был военный инженер римской армии по имени Марк Витрувий Поллион. Благодаря отсутствию других источников, манускрипт Витрувия был воспринят учеными, архитекторами и художниками как главная доктрина античной архитектуры. Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.
По его мнению, совершенство человеческого тела проявляется, например, в том, что человека с широко расставленными руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются темечка, пальцев рук и пяток. Более того, если попросить того же человека широко расставить ноги, то получится описать вокруг него окружность, центр которой совпадет с пупком.
Вопросы к текстуПрочитайте первый текст. Как бы вы определили ценностные основы гуманизма? В чем, на ваш взгляд, прослеживается связь ренессансных и античных представлений о месте человека в мире?Запишите свои размышления о ренессансном образе идеального человека в познавательно-творческой карте.
Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420—1497) — итальянский художник, автор многочисленных циклов фресок
Цикл фресок в Капелле дворца Медичи-Риккарди, Флоренция(1459-1460)
Процессия Старого короля
Процессия Среднего короля
Процессия Молодого короля
Пастухи
«Идеальный город»Школа Пьеро делла Франчески.«Идеальный» город. Рисунок. 1460. Национальная галерея области Марки. Урбино
Филиппо Брунеллески (Brunelleschi Phillipi) (1377-1446) Один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения.
Панорама Флоренции
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)
Схема купола собора Санта Мария дель Фьоре
Воспитательный дом для покинутых младенцев или Приют Невинных (1419-1424)
План Воспитательного дома для покинутых младенцев или Приюта Невинных
Лоджия Воспитательного дома
Деталь фасада
Полихромные майоликовые медальоны
Флорентийский младенец – символ педиатрии
Площадь Сантиссима Аннунциаты (1424-1429)
Церковь Санто Спирито (1436-1446)
Интерьер
Церковь Сан Лоренцо (1420-1428)
Старая сакристия церкви Сан Лоренцо
Интерьер церкви
Дворец Питти