ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Выполнила: Большакова Полина Ученица 5Г класса
570 год – рождение МухаммАда (последнего пророка); 610 год – явление Ангела ДжабраИла (Гавриила) Мухаммаду, ниспослание Корана; 614 год – начало проповеди Мухаммада;619 год – вознесение (МирАдж) Махаммада на небо;
622 год – ХИджра (переселение пророка из Мекки в Медину): образование исламской политики и начало мусульманского летоисчисления;630 год – Мухаммад возвращается в Мекку и очищает КаАбу от идолов;8 июня 632 года – Мухаммад умирает.
632 год – Абу Бакр был избран первым халифом: «человеком, осуществляющим правление на основе Корана и достоверной сунне Посланника Аллаха». Сумел сплотить все племена на Аравийском п-ове.634-644 года – Омар назначен Абу Бакром вторым халифом. Он расширил границы исламского государства. При этом сохранял на завоеванных территориях административный аппарат, оставшийся после византийцев и персов.
644 год – халифом избирают Османа ибн Аффана. Он приказал собрать тексты Корана воедино, в том виде, в котором они были ниспосланы Пророку Мухаммаду.656 год – Али ибн Абу Талиб становится халифом. Был признан последним праведным халифом сунитами, а шиитами почитается как святой.
Слово «Коран» состоит от арабского «кыраа» - чтение вслух, наизусть. Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов).
В переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной подразумевают высказывания и действия пророка Мухаммада. Сунны считаются столь же боговдохновенными, как и сам Коран. Так же существуют Сунна праведных халифов.
Вера в Аллаха – основа Единобожие.Вера в Ангелов. Ангелы – существа, сотворенные Аллахом из света, исполнители Божьей воли.Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков.Вера в пророков.Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскресение, Божий Суд, наличие рая и ада.Вера в предопределение.
Праздник разговения, завершающий месяц Рамадан. В Ураза-байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя. Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят уль-фитр.
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.Так как не все могут совершать паломничество, то кульминационную часть – жертвоприношение барана - мусульманам предписано соблюдать в любом месте.
Пятничная послеполуденная соборная молитва мусульман. Минимальное количество участвующих пять человек. Перед молитвой они должны совершить полное омовение. Молитва начинается с азАна – призыва к молитве, затем имам произносит проповедь. По окончании проповеди вновь произносится азан.
День Арафат отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая .День Арафат — самый памятный из дней Аллаха. За совершение благих поступков в это время вознаграждение увеличивается многократно. Равно, как и вес грехов в этот день увеличивается в несколько раз. До заката солнца нужно стоять и замаливать грехи.
10-й день месяца Мухаррам — День Ашура. На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. День Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-дневного поста (9—10-го, 10—11-го или 9—11-го числа месяца Мухаррам). Пост в день Ашура был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.
кибла — («то, что находится напротив») направление на Каабу, задняя, обращённая к Каабе, стена мечети; михрАб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе; минбАр — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике
Кааба ("Дом Бога") представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 м на 12 м, а высота равна 15 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, носящим название кисва. Покрывало это меняется раз в год. Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь эта сделана из чистого золота и весит 286 кг. Черный камень Каабы (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане) - по преданиям упал с неба еще во времена Адама — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного.
Халиф (наместник) — название самого высокого титула у мусульман.Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть.Для хариджитов — титул выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины.В Египетском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам.С 1924 года титул халифа не имеет никто.
Высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама, а также школы шариата (мазхаба).
Высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама, а также школы шариата (мазхаба). Высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама, а также школы шариата (мазхаба).
В исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.
В Средней Азии и на Кавказе этим словом называют человека, выполняющего функции имама в мечети. Мулла входит в состав мусульманского духовенства, но это низший чин, как правило, не имеющий специального теологического образования. По выражению русского арабиста А.Е.Крымского, мулла — это "буднишный имам", то есть имам, который не может произносить хутбу (речь) по пятницам и праздникам, но руководит молитвой в будни, а также осуществляет ритуальные функции, читая молитву на похоронах или присутствуя на бракосочетании. Претендент на должность муллы должен быть грамотным и знать наизусть те суры Корана, которые употребляются в ритуальной практике.
Шариат («прямой, правильный путь») - многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом.Источники Шариата – Коран, Сунна, иджма (согласное мнение исламских авторитетов данной эпохи по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной пророка Мухаммада ) и кыяс (суждение по аналогии).
1 — Фард: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение — награда, за неисполнение — наказание).2 — Ваджиб: обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, «Праздничный намаз».3 — Сунна: желательные действия. Например: Сунны намазов и поста (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).4 — Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме закята) или дополнительный пост (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).5 — Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.6 — Макрух: нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха» (за исполнение — нет наказания, за неисполнение — награда).7 — Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.8 — Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям (за исполнение — наказание, за неисполнение — награда).
Символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. Есть утверждение, что полумесяц связан с хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь, якобы, на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда — пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.
Сразу после рождения ребенка ему в правое ухо читают «азан», чтобы, как сказано в хадисе, сатана не смог навредить ребенку. А в левое ухо младенцу читают «икаму». Затем богобоязненный, добрый человек протирает десна младенца разжеванной мякотью спелого финика. Можно доверить это и честной, праведной женщине, если рядом не оказался такой мужчина. Сразу после рождения ребенка ему в правое ухо читают «азан», чтобы, как сказано в хадисе, сатана не смог навредить ребенку. А в левое ухо младенцу читают «икаму». Затем богобоязненный, добрый человек протирает десна младенца разжеванной мякотью спелого финика. Можно доверить это и честной, праведной женщине, если рядом не оказался такой мужчина.
Согласно мусульманским законам празднование мусульманского брака называется никАх. Мусульманский брак основан на принципах гласности, добровольности и обязательности уплаты мужем подарка (махр). Законность брака зависит от согласия обеих сторон. Бракосочетание проводит один из служителей ислама — имам или мулла. Во время свадебной церемонии он обычно читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак.
Обязательно обмывание умершего, покрытие его в саван.Ислам запрещает кремацию.