Проект «Зимующие птицы нашего посёлка» Тип проекта: информационно- исследовательский Выполнили: обучающиеся 3 класса Учитель: Бабкова С. Г. 2009 - 2010
Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой Задачи: Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке; Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; Сделать анализ и обобщить результат.
Место обитания: сады и огороды населённого пункта Срок работы: ноябрь- декабрь
Введение Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся утки и цапли. Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становиться холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: Если изменить условия проживания птиц зимой, тоне все перелётные птицы будут улетать в тёплые края. Зимующие птицы- это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Этапы работы: Подготовка; Планирование; Принятие решения; Выполнение проекта; Оценка результатов; Презентация: защита проекта.
Деятельность обучающихся: Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Работа с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности. Работают над проектом и его оформлением. Обсуждают полученные результаты, исправляют важные недочёты, формулируют выводы. Докладывают о результатах совместной работы.
Деятельность учителя: Отбирает возможные темы, предлагает их обучающимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп. Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. Наблюдает за деятельностью обучающихся, принимает участие в обсуждении. Оценивает работу обучающихся.
Этапы работы: Теоретический( 1 группа детей ). Задачи: Изучить какие птицы остаются у нас зимовать. Чем питаются птицы зимой. Как они приспосабливаются к зимним условиям.
Практический( 2 группа детей). Задачи: 1.Сделать кормушки для птиц. 2.Следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке. 3.Провести фотосъёмки.
Наблюдение( 3 группа детей). Задачи: 1.Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке. 2. Подсчитать число птиц, прилетающими в течение одного часа. 3. Отмечать температуру воздуха в день наблюдения.
Таблица наблюдений Шульгина Сергея Цель: подсчитать и сравнить количество птиц, прилетающих к кормушке в холодную и более тёплую погоду в течение одного часа.
ДАТА ТЕМ. ВОЗДУХА КОЛ-ВО ПТИЦ, ПРИЛ. К КОРМУШКЕ ПРИМЕЧАНИЕ 18. 11. 09г. -3 4 синицы 19. 11. 09г. 0 3 синицы 20. 11. 09г. -2 2 синицы 21. 11. 09г. -5 3 синицы 22.11.09г. -5 5 3 воробья, 2 синицы 23.11. 09г. -5 6 5 воробьёв, 1 сорока 24. 11. 09г. -3 6 4 синицы, 2 воробья 25.11. 09г. +1 8 7 воробьёв, 1 сорока 26. 11. 09г. +1 10 воробьи 27. 11. 09г. +2 5 2 синицы, 3 воробья 28. 11. 09г. 0 3 2 воробья, 1 синица 29. 11. 09г. 0 7 воробьи
30. 11. 09г. +3 11 воробьи 1. 12. 09г. +1 9 5 воробьёв, 1 сорока, 3 синицы 2. 12 09г. 0 4 воробьи 3. 12. 09г. -2 12 11 воробьёв, 1 сорока 4. 12. 09г. +1 9 3 воробья, 5 синиц, 1 сорока 5. 12. 09г. -7 6 воробьи 6. 12. 09г. -18 5 синицы 7. 12. 09г. -20 17 16 воробьёв, 1сорока 8. 12. 09г. -15 7 3 синицы, 4 воробья 9. 12. 09г. -11 11 воробьи 10. 12. 09г. -20 12 1 синица, 11 воробьёв
Выводы: Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
Заключение Проводя наблюдение за птицами, можно сделать следующие выводы: В нашем посёлке рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают покормиться из леса снегири. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду. Птицы могут успешно противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края. Наши наблюдения подтверждают гипотезу.