Открытый урок по математике проведенный в 3 классе «В» учителем начальных классовБочаровой Светланой Григорьевной
Тема урока: « Закрепление. Сводная таблица умножения»Цели урока:повторить таблицу умножения и деления;повторить решение задач на нахождение четвёртого пропорционального; -кратное сравнение;нахождение площади прямоугольника и квадрата;
Тип урока: Тип урока: - закрепление изученного материала.Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, 3 разрезанных на детали снеговика, плакате геометрическими фигурами ( квадрат и прямоугольник), изображение снежной горки, отпечатанные на листочках задания, изображение снежинок.
- Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать На уроке только «пять».
- Таблица умножения Достойна уважения Она всегда во всём права: Чтоб ни случилось в мире, - А всё же будет дважды два По- прежнему четыре. (С. Маршак.)
Ребята, сегодня на нашем уроке мы будем закреплять знания таблицы умножения и деления, вспомним и проверим, как вы её запомнили. Наступила зима, скоро выпадет снег и появятся всевозможные зимние забавы. Давайте поиграем в одну из зимних забав- слепим снеговика. У каждого ряда будет снеговик, но для того чтобы его слепить нам придется примеры решить. Проведём соревнование, кто быстрее его слепит. С каждого ряда выходят по цепочке по одному человеку, решили пример - прикрепили одну деталь снеговика. Выиграет тот ряд- кто быстрее и правильнее решит и соберёт снеговика.
1 ряд.1 ряд.4-9=24:8=9-2=36:4=4-4=
А теперь проверим, как мы слепили снеговика. Проверяем не только свой столбик, но и другого ряда, один отвечает остальные сигнализируют светофором.
Прилетели к нам снежинки, нужно их расставить в ряд и закономерность их поймать. (На доске прикреплены снежинки). Нужно прикрепить оставшиеся снежинки к доске. (у доски один ученик)
- Что за числа в ряд стоят? (Чётные числа)- Какие числа относятся к чётным? (Те которые делятся на два без остатка и на себя)Разделите эти числа на 2 (устно). (Учитель записывает ответы на доске) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.Увеличьте эти числа в 3 раза и запишите в тетрадь. ( Один ученик работает за доской). 3,6,9,12,15,18,21, 24,27,30.
Где мы катаемся на коньках? (на катке)( вывешивается две геометрические фигуры 2д)Представьте, что мы на катке. И вот у нас два катка. Здм - Какие геометрические фигуры напоминают наши катки? Давайте найдём площадь этих геометрических фигур. Какая это фигура? (прямоугольник) Какие данные нужны для нахождения площади? Как найти площадь прямоугольника?
- Давайте найдём площадь этих геометрических фигур. Какая это фигура? (прямоугольник) Какие данные нужны для нахождения площади? Как найти площадь прямоугольника? А те ученики кто забыли формулу, нашли её на нашем стенде-помощнике. Так как находят площадь прямоугольника? Решаем.Сколько получилось? Что это за фигура? (квадрат)Какие данные нужны для нахождения площади квадрата? Как найти площадь квадрата? Кто забыл формулу обращается к стенду. Решаем. - Какой ответ получился?
- На катке мы покатались, а на санках ещё нет. Но у нас нет горки. Давайте слепим снежную горку из снежных комочков, но для того чтобы слепить крепкий комок нужно решить примеры. Возьмите комочки, лежащие на столе, подпишите их.(На столе лежат листочки с примерами). 1 вариант. 2 вариант. 3-9= 7-9= 56:8= 2-9= 9-8= 42:6= 9-6= 9-4= 54:9= 9-7= 5-9= 32:8= 8-9= 9-9= 49:7= 4-9= 9-3= 48:8= 9-5= 2-9= 27:3= 9-9= 6-9= 48:6=
Поменялись листочками и проверили правильно ли всё сделано, там где правильный пример- ставим +, где неправильный пример- ставим -. Мери, собери у всех комочки. Вот какая снежная горка получилась. (Открываю занавеску, а там висит рисунок снежной горки из комочков). - А прочная это горка или нет я смогу вам сказать только завтра, проверив все работы.
- А теперь возвращаемся к тетради. Будем решать задачи. Скоро новый год и мы будем украшать новогоднюю ёлку.- А чем украшают новогоднюю ёлку?- Мы будем работать с ёлочными шариками, их надо будет посчитать. У каждого из вас на столе лежит текст задачи, прочитайте. Гриша, читай.
- В 9 одинаковых наборах 54 ёлочных шарика. Сколько шариков в 5 таких наборах?- Что вы прочитали? Докажите. - О чём эта задача? - Что нам известно?- Какое данное спряталось в вопросе? Что надо найти?( По ходу опроса учитель пишет на доске краткую запись). 9наб. — 54 шар. 5наб. —? Шар.- Так что нам надо найти?- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?- Почему? (Нам неизвестно сколько шариков в одной коробке). Каким действием будем находить? ( На доске пишем схему решения)
- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?- Почему?- Каким действием будем находить? (На доске пишем схему решения).- Решите задачу в тетради, сегодня ответ мы запишем коротко, а проговорим полностью.- Сколько у нас получилось шаров?Молодцы. А мне захотелось изменить вопрос. А сколько таких наборов получится из 60 шариков?- У Влада, Егора, Насти и Давида, данные выделены зелёным цветом. Сколько таких наборов получилось? Как узнали?
Немного отдохнули, работаем дальше. К новому году надо приготовить новогоднее угощение, например, овощной салат, для него нам понадобится свекла. Откройте учебники на стр. 62, задача №3.Прочитайте задачу. Гриша, прочитай её вслух.- О чём она?- Что такое свекла?- Что нам известно в этой задаче?1кор.—5 кг 6 ящ. – 60 кг Что спрашивается? во ск. раз.>?гПовторите ещё раз что нам известно и что надо найти. Можем мы сразу ответить на вопрос ? Почему? Каким действием будем находить? Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Почему?
1кор.—5кг ^- во ск. раз.>? 6 ящ. - 60кг- Повторите ещё раз что нам известно и что надо найти.- Можем мы сразу ответить на вопрос ?- Почему?- Каким действием будем находить?- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?- Почему? Каким действием мы будем это находить? ( На доске записывается схема решения).- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием мы будем это находить? (На доске пишется схема решения).- Решаем. Что у нас получилось? Молодцы.
А какая новогодняя ёлка без весёлых игр. Давайте и мы поиграем, но мы же на уроке математики, поэтому мы вспомним чётные и нечётные числа. Играем в игру: «Карлики-Великаны».- Я называю число если оно чётное - вы Карлики, садитесь на корточки, а если нечётное- вы Великаны, подпрыгиваете, ставя руки на пояс. Когда я называю последнее число, если оно чётное - вы садитесь за парту.3, 6, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 18, 13, 2.
Продолжим игру, но поможет нам уже учебник. Смотрим задание №4. Прочитайте. Женя, прочитай вслух.- Какие из этих чисел чётные?- Уменьшите их в два раза. (Фронтальный опрос).- Какие из этих чисел нечётные? Увеличьте их в 9 раз. (Фронтальный опрос).- Ребята, мы поиграли, а ёлку до конца мы не нарядили. Посмотрите на №6. (Устно). Чем мы будем украшать ёлку? Сколько бабочек на рисунке? Сколько стрекоз? Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос: во сколько раз бабочек меньше, чем стрекоз?- Какой у нас ответ получился? Молодцы.
Ёлку мы нарядили, но какая ёлка без гостей и без весёлых заданий, так как мы на уроке математики, то и задания будут математическими. Слушаем внимательно.Лисица учила своих малышейЛовить под кустамиВесёлых мышейМыши услышали злую лисуИ спрятались всеПод ёлкой в лесу.Мышек же было всего только 5,У каждой мышки по 9 мышат,Так сколько скажите,Мышей и мышатПод елью ветвистойТихо сидят? (45)
Бабка внукам рукавички Весело вязала. А связала 8 штук И нам показала: - Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки, Протяните ко мне руки,Рукавички надевайте, Дров, водички натаскайтеВы, ребятки, не зевайте,Сколько внуков,Отвечайте? (4)
3 бельчонка маму-белкуЖдали около дупла.Им на завтрак мама-белка9 шишек принесла.Разделила на троих—Сколько каждому из них? (3)
- Молодцы, ребята , но чтобы не забыть что мы сегодня делали дома надо тоже тренироваться. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник, стр. 62 №5. А на последок ещё одна игра. На улице была пурга, у меня на столе лежали задания, окно открылось и они разлетелись по всему классу. Нужно их найти и поставить нужный знак действия. (По всему классу развешаны примеры).7*4=28 40*5=8 15*3=5 3*2=630*6=5 9*4=36 54*9=6 48*8=6
Сегодня на уроке мы играли и что ещё делали? - Молодцы. Оценки за урок я вам скажу после проверки ваших самостоятельных работ. Урок окончен.