Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокоосельская основная школа» представляет летний оздоровительный лагерь «Вместе весело шагать»
Проект «Мой край» Цели проекта:Формировать экологическую культуру младших школьников, воспитывать любовь к природе, желание быть ее защитниками.Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев Данный проект выбран не случайно. На педсовете школы было решено организовать работу летнего лагеря по эколого-краеведческому профилю. Этот профиль очень интересен и близок к возможностям организации и самим детям. Ребятам очень понравилась идея данного проекта. Они решили научиться стать заботливыми хозяевами своего края. Работа над проектом проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).
Подготовительный этап На подготовительном этапе были мероприятия, которые помогли нам в реализации проекта Вначале проекта ребятами были обозначены проблемы окружающей среды. Дети определили, какой вред человек наносит природе. Отвечая на вопросы еще раз вспомнили какой вред наносит человек природе: - вырубает леса, осушает большие территории; - загрязняет почву мусором, который не разлагается; - уничтожает много животных и растений; - загрязняет водоемы и воздух. Перед ребятами обозначилась проблема - «Как сделать свой край лучше?» Они «вживались» в проблему, ставили перед собой цели, отвечая на следующие вопросы Что мы хотим сделать? (Чему научиться, кому помочь, какими стать?). Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы хотели и что хотите еще сделать для своего края. (Ответы детей) • Я хочу сделать чище, добрее. (Хочу научиться быть добрее, отзывчивее, приходить на помощь тем, кто нуждается.) • Я хочу, чтобы моё село всегда «улыбалось». (Земля- наш общий дом. Все должны заботиться о своём доме. Чем больше теплоты и добра отдашь другому, тем больше тебе вернётся.) • Я хочу, чтобы моё село было самым красивым и цветущим. (Хочу научиться выращивать комнатные цветы и дарить их людям. Пусть в каждом доме станет чуточку уютнее и красивее.) Чтобы стать настоящими хозяевами своего края ребят посвятили в юных экологов-краеведов, где дана была настоящая клятва защитников. Клятва. Я – участник проекта «Наш край», юный любитель природы, преклоняюсь перед богатством и красотой лесов, лугов, полей, рек, озер и морей! Чтобы вырасти здоровым и крепким, торжественно клянусь быть достойным другом и защитником природы, бороться с загрязнением окружающей среды, заниматься очищением и озеленением Земли! Клянусь, что никогда не отступлю от своих принципов и не предам своих друзей! Клянусь! Клянусь! Клянусь! На подготовительном этапе нашего проекта мы выпустили отрядный уголок с речовкой и девизом. Эту истину знаю от роду И ее никогда не таю: Кто не любит родную природу, Тот не любит Отчизну свою! Наш девиз! Все пройдем – леса и горы, Путь наш труден и тенист. Охранять природу будем: Каждый кустик, каждый лист! Во время подготовительного этапа был поход в сельскую библиотеку, где была проведена конкурсная программа, выставка книг, где ребята, ещё раз убедились, в огромном разнообразии родной природы.
Для реализации проекта дети взялись за краски и кисти. Они подготовили таблички-знаки, для обозначения экологической тропы. Также были выпущены листовки для населения сёла «Осторожно, природа».
На основном этапе выстраивался алгоритм наших действий, ведущих к достижению поставленных целей. По этому алгоритму велась вся наша работа на основном этапе нашего проекта. Это каждое конкретное важное дело - шаг, который приближал нас к намеченной цели: уход за комнатными растениями, обозначение кузницы дятла, муравейников, лекарственных растений, экологические рейды, уборка мусора, экологические праздники, посещение районного музея, святого источника. Оранжерея на окне (уход за комнатными растениями) Комнатные растения – наши друзья. Они не только радуют нас своей красотой, но и могут помочь нам справиться с болезнью. Мы постарались узнать, как можно больше лекарственных комнатных растений и научились ухаживать за ними. Давайте вспомним лекарственные растения, о которых мы с вами говорили (Дети перечисляют растения и рассказывают о их полезных свойствах) Фиалка душистая поможет при ангине Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли. Гибискус помогает при язвах и фурункулах. Дихоризандра хорошо лечит кожные болезни. Алоэ применяется при заболеваниях глаз. Сансевиерия теплый сок из листьев этого растения закапывают в уши.
Обозначение кузницы дятла, муравейников, лекарственных растений Ребята узнали какую пользу приносят муравьи, птицы, как можно использовать лекарственные растения. В процессе жизнедеятельности муравьи приносят немалую пользу, в местах строительства муравейников происходит концентрация и ускоренное разложение растительных остатков, аэрация и улучшение водного режима и структуры почв. Почва обогащается гумусом и важными для растений элементами (фосфор, азот, калий, магний и т. д.) в доступных для растений формах. А так же не стоит забывать хищническую и собирательную деятельность муравьев. Муравьи, поселяющиеся в древесине или включающие в гнезда старые пни, участвуют в механическом разрушении отмершей древесины, ускоряя тем самым процесс ее разложения. Рыжие лесные и тонкоголовые муравьи собирают с окружающей гнездо территории древесные и травянистые частицы, веточки, хвою, чешуйки, травинки и т. д., концентрируя их в муравейниках, где разложение этих частиц идет значительно быстрее, чем на поверхности почвы. Отметим, что на сегодняшний день известно 12 000 лечебных трав и растений, которые используются не только народной, но традиционной медициной. При этом они прекрасно могут сочетаться с аптечными лекарственными препаратами, дополняя их. Польза лекарственных растений заключается не только в высоких лечебных свойствах. Их часто рекомендуют использовать с целью профилактики многих недугов. С их помощью проводят очищение организма, оздоравливают его, повышают иммунитет, избавляются от паразитов. Известно, что фито-лечение не приносит мгновенного результата. Эффект обычно развивается медленно, постепенно. Однако нередко, именно целебные травы оказываются эффективнее медицинских препаратов. Дятлов называют не только лесными докторами, но и незаменимыми специалистами. И это правильно. Они действительно лечат леса и действительно проводят работу, которую никто, кроме них, сделать не может. В наших лесах живет несколько сот видов жуков-дровосеков и короедов — злейших врагов деревьев. Иногда на одном дереве скапливается более десяти тысяч таких жуков, и, если вовремя не подоспеет дятел, дерево погибнет. Но бывает, дерево уже спасти невозможно, а дятел продолжает упорно трудиться. Он будто знает, что, погубив дерево, вредители переберутся на другое, потом на третье, и количество жуков будет все время увеличиваться... И если короеды и дровосеки до сих пор не уничтожили все наши леса, то в этом немалая заслуга дятлов. Да, именно дятлов. Они не просто уничтожают жуков и их личинки, они достают их оттуда, откуда никто не может достать.
Экологические рейды с распространением листовок о призыве жителей села к чистоте и порядку. Посещение Святого источника на Марах, именно здесь ребята почувствовали близость к православию. Они смогли искупаться в святом источнике, поставить свечи за здравия родных, узнали легенды края. Уборка мусора производилась не только на территории школы, но и на территории села, озёра, территории монастыря, где ребята побывали. А мы, юные экологи, мусор убираем! Мы бумажек не бросаем. Двор аккуратно уберем И чисто-чисто подметем. Нам по душе чистота! У нас во дворе красота. Посещение районного музея стало подведением знаний о родном крае, ребята увидели многих птиц и животных. Расширили свои знания об истории края.
Экологические праздники Ребята не только хорошо работали, но и весело проводили свой досуг. Это тоже являлось одним из шагом к достижению нашей цели. На основном этапе экологического проекта хорошо проявилось творчество: - мини-доклады о растениях; -конкурсы рисунков «Лекарственные растения», «Житель Красной книги» -сочинения (мысли о будущем своего края, что еще нужно сделать для того, чтобы край стал лучше) - изготовление альбома «Наш край». Заключительный этап Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. «Пошаговое» выполнение алгоритма проекта постепенно подвело нас к этапу подведения итогов. Стали ли мы заботливыми хозяевами своего края? (Да) Что мы должны продолжать делать, чтобы наш край оставался всегда цветущим и красивым? (Дети передают друг другу мяч и произносят свои пожелания) Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым, не разводить костров. Все ли пожелания вы назвали? (Записали наши «Не» в альбоме «Наш край». Итак, чего мы добились над нашем проектом?
Мы должны быть более чувствительными к проблемам природы, внимательней относиться ко всему что нас окружает. Нужно помнить «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». А.П. Чехов