ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 г. Моздока Сук Наталия Ивановна Тема: Явления природы. Цели: сформировать у учащихся научные представления о физических и химических явлениях природы. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе . Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления. Развивать наблюдательность, учить воспринимать красоту окружающего мира; развивать творческие способности. Планируемый результат. Предметные: Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД) Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Отгадайте загадку: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг … Сегодня мы с вами продолжим разговор о природе и узнаем, что такое явления природы. Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты) - Здравствуйте! Начнём наш урок окружающего мира. – А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.) – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.) – Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным) – Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. – Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового) Актуализация опорных знаний (2 минуты)
А какая природа бывает? Сейчас мы с вами проведём речевую разминку. - Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. - Дождь бывает зимой? - Снег бывает? - Град бывает? - Листопад бывает? - Иней бывает? - Гроза бывает? - Туман бывает? - Радуга бывает? - На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока. Постановка проблемы (1 мин) - Какую же цель мы поставим на этом уроке ? (узнать о явлениях природы.) - Мы поговорим о явлениях природы , в разные времена года.
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ Наблюдая за природой, ты, конечно, заметил, что в ней постоянно всё изменяется. День сменяет ночь, ночь — день. Меняются времена года. Мы замечаем в природе движение облаков, рост растений, течение воды, таяние снега. Ощущаем ветер, холод, тепло, слышим гром, шум ветра, шелест травы. Мы видим, как сверкает молния, идёт дождь, опадают листья с деревьев. Все эти и другие изменения, происходящие в природе, называют явлениями природы.
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ Изменения в природе всегда привлекали внимание учёных. Изучая их, они сумели разгадать многие тайны. Например, они узнали, что лунный свет — это отражённый поверхностью Луны свет Солнца; Земля и другие планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца; все тела обладают энергией и многое другое.
Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой.
Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег.
Зимой весь растительный мир засыпает, а многие животные ложатся в зимнюю спячку. Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры.
Весна пробуждает природу, поливает землю обильными дождями, готовит растения, лес к летнему сезону роста. Наиболее характерные весенние явления погоды это снеготаяние, половодье, набухание почек, а также возможна первая гроза. Лето дарит солнце, тепло и по большей части хорошую погоду. Летом погодные явления благоприятны, это солнце, облака, теплый ветерок, но бывает погода преподносит хмурые, а то и грозные настроения, ливень, гроза, по окончании которых возможно увидеть волшебное природное явление радугу.
В самых разных частях земного шара можно встретить самые необычные явления, которыми время от времени удивляет природа, такие погодные явления бывают редкими, а бывают типичными для определенного времени года и места земного шара, но так или иначе, такие проявления природных сил вызывают удивление. Необычные явления природы
Северное сияние Северное сияние – это необычное свечение, которое образуется вследствие взаимодействия верхних слоев атмосферы с заряженными частицами солнца. Чем выше его активность, тем большая вероятность возникновения сияния. Удивительное зрелище можно наблюдать только в высоких широтах, около полюсов. Продолжительность северного сияния – от двух-трех часов до нескольких дней.
Падающие звезды Ночью, в ясную погоду, нередко можно наблюдать быстро скользящие по небу светящиеся точки. И хотя их называют падающими звездами, это всего лишь небольшие камни, частицы вещества. Яркая вспышка возникает, когда они вторгаются в земную атмосферу. В отдельные периоды в году метеоры падают сплошным потоком. Такое явление называют «звездный дождь».
Шаровая молния Одно из самых загадочных природных явлений. Такая молния имеет форму шара, но иногда ее очертания могут напоминать, грушу, каплю или гриб. Цвет чаще всего теплых оттенков – оранжевый, желтый, красный, но может быть и черным, и прозрачным. Размеры шаровой молнии также варьируются в достаточно широком диапазоне – от 5-6 см до нескольких метров. Шаровая молния характеризуется непредсказуемым поведением и непродолжительным действием – обычно всего несколько секунд.
Гало Гало – явление распространенное. Круг света вокруг солнца в средних широтах может возникать раз в несколько дней. Появление гало имеет, в отличие от многих других необычных явлений, научное объяснение. Световой круг образуется в результате преломления лучей солнца в ледяных кристаллах, которые содержатся в облаках. Помимо светящихся окружностей, по сторонам от солнца могут возникать «ложные солнца».
Рыбные и лягушачьи дожди Осадки из живности – не такое уж редкое явление. В древности его объясняли просто – даром или карой богов. Современные ученые склонны видеть причину в торнадо или смерчах, которые сначала поднимают живность в воздух, а потом переносят на большие расстояния. Но непонятно, почему лягушки и рыба падают на строго ограниченной территории.
Вылепим из пластилина куб, а затем превратим его в шар. Что произошло? Мы изменили форму предмета, но вещество, из которого он состоит, не изменилось. Переложим шар с одного стола на другой. Что случилось? Изменилось положение шара в пространстве, а форма и вещество этого тела не изменились. А можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. При этом изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним. Физические и химические явления природы
Явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве и другие изменения, учёные называют физическими. При этом вещество, из которого состоит тело, не изменяется. Физические явления природы
А теперь рассмотрим другой пример. Если оставить железный гвоздь в сыром помещении, то он заржавеет. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это — другое вещество. Когда жгут костёр, то остаются уголь и зола. По составу это совсем другие вещества, отличающиеся от дерева. Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими. Химические явления природы
– О чём мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется ли узнать ещё больше по этой теме? – Достигли ли поставленных целей? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать? Подведём итог
http://nevseoboi.com.ua/uploads/posts/2010-03/1267969153_111-27.jpg фон http://www.intelkot.ru/pics_import/ArticlesImg/chevostik.jpg Чевостик http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B.html http://www.mysteryplanet.ru/_nw/2/94058514.jpg http://www.stroypark.su/upload/catalog/Gvozd_stroitelnyj_Nevskij_krepezh_neocink_1_bimage_4131_68_2273.jpg http://www.freizeitfreunde.de/system/files/images/b%C3%A4lle.gif http://stat20.privet.ru/lr/0c03ad98cbe18d2da84f2201102e5a8b Рисунки из «Окружающего мира» Г.Г.Ивченковой Список использованных источников