«Я вхожу в мир сам» Программа для дошкольных учреждений
Цель программы Подготовка в формированию самости.
Самость в самом простом смысле - это самостоятельность, а в более глубоком- больше, чем самостоятельность. Самость- глубинное свойство личности, характера человека, которое проявляется в том, что у него имеется самостоятельный взгляд на веши, окружающий мир, мироздание, что он сам (один) принимает решения и сам (без помощи) решает возникающие проблемы.
Одно из направлений программы Этика поведения в обществе людей, заботящихся о ребенке. (мама, папа, бабушка, воспитатели и проч.) Все чрезмерно опекают ребенка. Ему все преподносится на блюдечке. Ребенок растет инфантильным, ему все дается, ему самому нечего делать.
Считается, раз мы приучаем детей самостоятельно держать ложку, самостоятельно кушать, значит, мы формируем его самость. Опыт показывает, что нужны специальные воспитательные, дидактические воздействия, которые формировали бы самостоятельность
В Панфиловской школе активно внедряется технология саморазвития личности, а теперь детский сад необходимо подстроить под то, что делается в школе. Цель детского сада- дать школе личность, готовую к восприятию новых ценностей личности, личность, обладающую важнейшим качеством- самостью.
Самостоятельность детей 3-х лет В режимных процессах- навыки самообслуживания, В игре- самостоятельное воспроизведение 2-3 жизненных эпизода, На занятиях- самостоятельно воплощают замысел в рисунке, постройке, При выполнении поручений- трудовые операции (убрать игрушки, расставить тарелки и проч.)
Самостоятельность к 4-м годам Слушает мнения других людей, Оценивает себя на основе оценок старших, Стремиться действовать в соответствии со своим полом
К 5-ти годам Дошкольник оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.
6 лет- Ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия (игровая мотивация)
Условия развития самостоятельности, инициативы и творческого самовыражения Формирование установок «Я могу», «Я сумею», Создание ситуации успеха для каждого ребенка «Это очень просто, я тебе помогу» Предвосхищающая положительная оценка «У тебя умелые руки, ты все сможешь сделать сам»
Воспитывая самостоятельность у дошкольника, необходимо делать ставку на внутриличностные факторы ребенка, на присущие ему потребности природные к саморазвитию и самоутверждению.