Тема: «Добро и зло в жизни человека» Выпонили:Малыхина Светлана, Моисеенко Каролина4 «А» класс МБОУ СОШ № 41 Учитель-консультант: Авхимович Александра Петровна учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Введение Готовясь к конкурсу чтецов, мы наткнулись на стихотворение Юлии Друниной «Стираются лица и даты…». Там были такие строки: Как праздник, как счастье, как чудо Идёт Доброта по земле. И я про неё не забуду, Как я забываю о зле… Мы задумались над вопросами: что означают понятия добро и зло, почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей?
Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, казавшихся нам незыблемыми, истин мы вынуждены отказаться. мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом». Так возникла тема нашего исследования «Добро и зло в жизни человека».
В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в жизни человека. В своей гипотезе предполагаем, что если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.
Понятия добра и зла С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло.
Чтобы узнать, что такое добро и зло мы обратились в библиотеку В библиотеке мы узнали следующее: Добро и Зло - категории этики.ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) - особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно - в человеке, т.е. в вас. Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного. Добро - это все хорошее, положительное. Зло - все плохое, отрицательное.
Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге. А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.
Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.
Притча "Два волка" Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Символы добра и з ла С раннего детства старшее поколение на разных примерах объясняет нам понятия добра и зла. Добро представляется: солнышком, зеленной травой, голубым и безоблачным небом, радостной улыбкой, ласковым словом. Зло же принимает темный и мрачный колорит бури, непогоды, сильного дождя, темноты, серой тучи.
Символы добра Символы зла
Добро и зло глазами детей Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло и вот некоторые работы:Обобщая полученные материалы, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла.
Мониторинг Мы решили сравнить мнение детей и взрослых о добре и зле, для этого составили анкеты (приложение) и провели опрос.
Что такое добро и зло?
Тест « У добра предела нет» В опросе участвовали 22 человека.Вывод: из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.
Тест «Добрый ли Вы человек?» Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим. В опросе участвовали 12 человек. Вывод: Для 7 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались. 5 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.
Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?» В опросе участвовали 22 человека.добрый 18 чел. злой - 0заботливый 11 эгоист- 0справедливый 12 самолюбивый - 1внимательный 13 грубый - 0 вежливый 14 лживый - 0чуткий 11 жадный - 0гуманный 3надежный 18верный 16душевный 8жалостливый 2 сочувствующий 7 Вывод: из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.
Правила доброты Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.Помогать людям. Защищать слабого.Делиться последним с другом.Не завидовать.Прощать ошибки другим. ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться.\ Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Дерево добрых дел Нам захотелось, чтобы у нас в классе «выросло» дерево добрых дел, на котором каждый листок – сделанное нами доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными листьями, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? И вскоре могучий дуб обрел роскошную крону»… Сколько листьев на дереве – столько добрых дел! Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.Достается недешево Счастье трудных дорог.Что ты сделал хорошего?Чем ты людям помог? Делать людям хорошее –Хорошеть самому.
Заключение: В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Проведя мониторинг, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог нашего исследования, хотим верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Наши одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу. Твори доброПо велению души,Не позволяйСиюминутного суда,Постой,Остынь,ПоверьОружье сильных — доброта.
Спасибо за внимание!