Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда! Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен. Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда! Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда! Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен. Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда!
4 ноября – это день единства всех российских народов 4 ноября – это день единства всех российских народов 4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября 4 ноября – это день добрых дел
Одним из главных хранителей национальной памяти является календарь. Через ежегодный круг празднуемых событий он формирует систему ценностей, жизненных приоритетов общества. Подобно тому, как говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», можно сказать: «Скажи, какие праздники ты празднуешь, и я скажу, кто ты». И разве не является наглядным подтверждением нашего исторического беспамятства то, что в российском календаре праздников до сих пор не было ни одной даты, не связанной с событиями XX века. Ведь наша история начинается не с 1917 года, не ограничивается последним столетием, она — более чем тысячелетняя! Мы нуждаемся в том, чтобы сознавать себя наследниками всех богатств российской цивилизации, всех духовных сокровищ, накопленных Россией за тысячелетие ее исторического бытия. Одним из главных хранителей национальной памяти является календарь. Через ежегодный круг празднуемых событий он формирует систему ценностей, жизненных приоритетов общества. Подобно тому, как говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», можно сказать: «Скажи, какие праздники ты празднуешь, и я скажу, кто ты». И разве не является наглядным подтверждением нашего исторического беспамятства то, что в российском календаре праздников до сих пор не было ни одной даты, не связанной с событиями XX века. Ведь наша история начинается не с 1917 года, не ограничивается последним столетием, она — более чем тысячелетняя! Мы нуждаемся в том, чтобы сознавать себя наследниками всех богатств российской цивилизации, всех духовных сокровищ, накопленных Россией за тысячелетие ее исторического бытия.
Особенно ясно такая необходимость осознается в моменты испытаний, на которые так богата новейшая история России. Одно, может быть самое страшное из них, мы переживали 1–3 сентября 2004 года во время трагических бесланских событий. Особенно ясно такая необходимость осознается в моменты испытаний, на которые так богата новейшая история России. Одно, может быть самое страшное из них, мы переживали 1–3 сентября 2004 года во время трагических бесланских событий. Через несколько дней после них Межрелигиозный совет России, в который входят представители всех традиционных для нашей страны религий — православия, мусульманства, буддизма, иудаизма, — выступил с важной инициативой. Был поставлен вопрос о введении в российский календарь нового праздника — дня, посвященного воспоминанию спасения России от Смуты в 1612 году. Приведем текст документа, в котором было высказано это предложение: Заявление Межрелигиозного совета России
Инициатива Межрелигиозного совета России нашла поддержку в Государственной Думе. В конце 2004 г. соответствующий закон был принят. Новый праздник получил наименование «День народного единства». Его введение было поддержано участниками 9-го Всемирного Русского Народного Собора, посвященного 60-летию Победы, борьбе с фашизмом и террором, прошедшего в Москве 9–10 марта. В нем принимали участие ветераны войны, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви, старообрядчества, духовные лидеры исламской, иудейской и буддийской общин России, ряда христианских конфессий, представители органов власти, военачальники, ученые, писатели, руководители общественных объединений, предприниматели, представители стран СНГ и дальнего зарубежья. «Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым веком. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного дня победы — 4 ноября, отныне объявленного государственным праздником — Днем народного единства», — сказано в итоговом документе Собора. «Пусть празднование этого дня — момента окончания смуты XVII века — поможет навсегда преодолеть смуту века XX, объединить нас для ответа на вызовы времени и для возрождения России», — подчеркнули участники Собора. Инициатива Межрелигиозного совета России нашла поддержку в Государственной Думе. В конце 2004 г. соответствующий закон был принят. Новый праздник получил наименование «День народного единства». Его введение было поддержано участниками 9-го Всемирного Русского Народного Собора, посвященного 60-летию Победы, борьбе с фашизмом и террором, прошедшего в Москве 9–10 марта. В нем принимали участие ветераны войны, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви, старообрядчества, духовные лидеры исламской, иудейской и буддийской общин России, ряда христианских конфессий, представители органов власти, военачальники, ученые, писатели, руководители общественных объединений, предприниматели, представители стран СНГ и дальнего зарубежья. «Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым веком. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного дня победы — 4 ноября, отныне объявленного государственным праздником — Днем народного единства», — сказано в итоговом документе Собора. «Пусть празднование этого дня — момента окончания смуты XVII века — поможет навсегда преодолеть смуту века XX, объединить нас для ответа на вызовы времени и для возрождения России», — подчеркнули участники Собора.
Начало смутного времени Начало смутного времени После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.
Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство. Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".
В Нижнем Новгороде возникло народное движение , напрвленное на освобождение русской земли от интервентов.Его возглавил нижегородский староста , купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную известность ка «выборный от всея земли человек» В Нижнем Новгороде возникло народное движение , напрвленное на освобождение русской земли от интервентов.Его возглавил нижегородский староста , купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную известность ка «выборный от всея земли человек»
Военной стороной движения руководил опытный воевода князь Дмитрий Пожарский, который к тому времни залечивал раны , полученные в предыдущих боях, в своем родовом именииМугрееве. Военной стороной движения руководил опытный воевода князь Дмитрий Пожарский, который к тому времни залечивал раны , полученные в предыдущих боях, в своем родовом именииМугрееве.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Добрый памятник поставлен Добрый памятник поставлен Двум героям всей страны В знак того, что был избавлен От несчастья и войны.
Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора И. П. Мартоса (1752 - 1835) - один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен 20.02.1918 г. (по старому стилю) на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды. Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора И. П. Мартоса (1752 - 1835) - один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен 20.02.1918 г. (по старому стилю) на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды. Скульптором изображен момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. На постаменте памятника, украшенного двумя барельефами, нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день первый памятник Москвы находится у Покровского Собора (Собора Василия Блаженного).
Празднование Пресвятой Богородице 4 ноября, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Празднование Пресвятой Богородице 4 ноября, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Милосердия двери отверзи нам, Преблагословенная Матерь всех нас, Богородица. Надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, ибо Ты спасение рода христианского!..
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Спустя несколько лет Храм серьезно пострадал от пожара и был восстановлен уже из кирпича зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича. После революции Собор, как и многие другие Храмы был разрушен. Сначала его закрыли и превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие. К счастью, архитектор П. Барановский, проводя в 1920 г. реставрацию, успел сделать чертежи и замеры. По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту О. Журина, ученика П. Барановского. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм. Он находится на своём историческом месте, на примыкающей к Красной площади Никольской улице, недалеко от Воскресенских ворот. Удивительный по красоте, он украшен большой мозаичной иконой Казанской Божией матери. Над входом - икона Спасителя.
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною и чудотворною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мата, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречиста Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница: избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешении, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемый над нами зде на земли сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною и чудотворною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мата, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречиста Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница: избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешении, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемый над нами зде на земли сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Беседа с учащимися начальных классов «Минин и Пожарский – освободители Москвы». Урок по «Основам православной культуры» на тему «Казанская икона Божей Матери». Классный час в 5-6-х классах на тему «Народ силен единством». Урок-беседа в 7 классе по теме «Освобождение Москвы от польских захватчиков народным ополчением». Акция «Подари детям радость». Возложение цветов к памятнику Жукова. Викторина, посвященная празднику «День народного единства».
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? 1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? 2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? 3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? 4. Кому принадлежат слова призыва: "...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать..."? 5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву. 6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? 7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? 8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? 9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? 10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
Речь Посполитая Речь Посполитая Прокопий Петрович Ляпунов Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Козьме Минину Ярославль Лжедмитрия II Казанский собор на Красной площади в Москве. С воцарением Михаила Романова. В 1649 г. День народного единства
*** *** В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей, Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать!
«На протяжении веков на долю русского народа многократно выпадали тяжелые испытания. Но каждый раз мы находили в себе силы собраться, объединиться в любви к Отечеству, в уповании на Бога, в верности традиционным духовным ценностям, завещанным предками. Чтобы, превозмогая беду, отстоять свою независимость и государственность. «На протяжении веков на долю русского народа многократно выпадали тяжелые испытания. Но каждый раз мы находили в себе силы собраться, объединиться в любви к Отечеству, в уповании на Бога, в верности традиционным духовным ценностям, завещанным предками. Чтобы, превозмогая беду, отстоять свою независимость и государственность. В этом — великий духовный подвиг нашего народа. В этом — его сила. В этом — его будущее!».