Театр Но: становление и эволюция жанра Выполнила: Абрамова Е.Ю.
В настоящее время общепризнанно, что Япония является одной из самых театральных стран мира. Широкую известность японской культуре принесли такие театральные системы, как Ногаку, Кабуки, Нингё Дзёрури, возникшие более 700 и 500 лет назад и активно функционирующие до настоящего времени.
Hо, Ноо, или Ногаку, (яп. 能, «мастерство, умение, талант») самая строгая театральная классика Японии. Сцена из пьесы «Окина» в современном театре но «Театр но» – театр, основанный на постановке древних релиз, танцах и хоровом пении
Возникший в эпоху Муромати (1333-1573) на базисе обрядовых действ национальной религии японцев – синто, философии буддизма, впитавший фольклорную, литературную (танка) и музыкально-сценическую (бугаку) традиции раннесредневековой Японии, театр Но основным своим источником имел фарсовое представление Саругаку-Но, а также впитал элементы более ранних театральных действ, пришедших в Японию из континентальных культур: Индии, Вьетнама, Китая, главным образом, стран Шелкового пути. По мнению большинства исследователей (напр. Н. Анариной, А. Глускиной, Л. Гришелёвой, Н. Конрада, К. Мураи), жанр Но – крупнейший вклад японцев в мировую художественную культуру.
История жанра Но имеет два главных источника – мифологический, отраженный в «Кодзики» и народном придании, и документальные письменные свидетельства, зафиксированные, правда, весьма скупо, в трактатах и воспоминаниях актеров, в официальных документах и дневниковых записях. Из мифологии мы узнаем о духе, породившем театр Но, благодаря документам, составляется его фактическая история. Кодзики (古事記) - «Записи о деяниях древности» - основная священная книга синтоистского Страница книги, изданной школой Кандзэ
У истоков театра Но стояли Канъами Киёцугу и его сын Дзэами Мотокиё: первый, актёр народных представлений саругаку, пытался ориентировать своё искусство на дворян и аристократов, вводя в пьесы новые элементы и изменяя структуру спектакля, а второй не только развил идеи отца об исполнительском мастерстве, но и создал множество пьес, которые и в XXI веке продолжают входить в репертуар театра
Расположение пьес основано на прогрессии Дзё Ха Кю (序破), дословно «введение, разрушение, внезапность» Дзё Ха Кю – это неотъемлемая форма во всех традиционных японских светских искусствах. Начиная с тихого (дзё) переход к более сложной средней секции (ха) и затем к быстрому завершению (кю), после чего идёт быстрая остановка.
Дзэами – сравнил Дзё Ха Кю с небольшим ручьём, который становится рекой, заканчивается грохотом водопада и в конце – спокойным прудом
Классификация пьес: Первая категория – Дзё – мир богов Следующие три категории, которые включает Ха, касаются мира людей. об идеальных воинах, лирические пьесы о красивых женщинах драматические пьесы с изображением экстремальных эмоций. Пятая категория – Кю – мир сверхъестественного и включает полубогов, демонов и различных зверей.
Маска театра Но старца Окина Страна: Япония Период создания: Сёва (1926–1989) Материал: Древесина японского кипариса хиноки, краски Размеры: Высота 190 мм, ширина 155 мм Дзё
Виды танцев Bethe M., Brazell K. Dance in the Noh Theater, Volume 2, 1982 Основной танец 1 2 3 4 5 «Тихий танец «(jonomai) «Тихий бог» (shin nojonomai) «Танец бога»(kamimai) Быстрый танец (hayamai) «Средний танец» (Chunomai) «Мужской танец» (otokomai) «Придворный танец»(gaku) «Синтоистский танец»(kagura) «Танцевальное действо»(maibataraki) «Болезнь «(kakeri) «Бои»(kirikumi) Без танца
Нисихонгандзи. Сцена театра Но. 1681. Киото
Список источников и литературы Bethe M., Brazell K. Dance in the Noh Theater, Volume 1–3, 1982. A History of Japanese Theatre / Edited by Jonah Salz.– Cambridge University Press, 2016.– 589p. Keene D., Kaneko H. Nō: the classical theatre of Japan: Kodansha International, 1966.– 311p. Анарина Н. Г. История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие.– М. : Наталис, 2008. 336с. Анарина Н. Г. Японский театр но.– М. : Наука, 1984. 216с. Глускина А. Е. Об истоках театра Но // Заметки о японской литературе и театре (древность и средневековье) / Отв. ред. Е. М. Пинус. М.: Наука, 1979. С. 252– 289. Мотокиё Дзэами. Предание о цветке стиля [(Фуси кадэн), или Предание о цветке: (Кадэнсё)]. М.: «Наука», 1989. 119с. Пурик И. В. Театр в контексте традиционализма в японской музыкально-сценической культуры.