Презентация выполнена Тяжевой О.Ю. преподавателем МОУ ДОД ДШИ №1 г. Балаково Саратовской области 900igr.net
Король музыкальных инструментов - именно так называл орган В.А. Моцарт.
С VII века орган используется в церквах (католических), где звучит церковная музыка,
Основная цель большинства органов в Северной Америке, Европе, Австралии и Новой Зеландии состоит в том, чтобы играть для христианских и еврейских религиозных церемоний. Орган, используемый с этой целью вообще называют церковным органом.
Впоследствии на органе стали исполнять музыкальные произведения и светского характера.
Прародителем органа можно считать древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух в которые вдувается ртом. Одна из разновидностей такого инструмента называется шэн. Шэн — древний лаосский (китайский, бирманский) народный духовой язычковый музыкальный инструмент, тростниковый органчик . Он состоит из 16 стеблей тростника.
Наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа является древнегреческий инструмент сиринкс, или флейта Пана. Флейта Пана (по имени древнегреческого божества стад, лесов и полей) - многоствольный духовой музыкальный инструмент. Набор параллельно расположенных и скрепленных (реже - не скрепленных) между собой трубочек-флейт разной длины встречается с древности у разных народов.
Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. Идет он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, спаси меня, батюшка, от Пана. Отец превратил ее в тростник.
Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее называют сиринкс. У каждого народа для этого инструмента названия свои. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми, в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латиноамериканских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана pan-flute.
В переводе с греческого слово organon означает инструмент - не какой-либо конкретный, а просто инструмент. Да и на Руси в Средние века слово «орган» означало «всяк сосуд гудебный, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы».
В VII столетии вердиктом папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь. И сегодня органная музыка в католических странах звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты.
«Труба Господня» («Ancilla Domini»), «Господня Дева» («des НеrrnMagd») — эти определения говорят о роли органа в католическом богослужении.
Орган - инструмент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения. Мы знаем, что у скрипки корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое.
Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом, 2) механизм управления (кафедра органа); 3) меха, вентилятор и мотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением.
На звучание труб влияет также их форма. Открытые трубы дают ясный звук, закрытые - приглушенный. Расширяющиеся к верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся — создают таинственные тембры. У широких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряженный.
Орган - инструмент клавишный и духовой одновременно. Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы. Поэтому труб в органах так много (до 10 тысяч), они разделяются на ряды — регистры. Звучание труб во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, большая часть из металла - органные мастера традиционно используют сплав свинца и олова.
Каждая органная труба издает только один звук определенной высоты, громкости и тембра. Высота звука определяется длиной трубы: чем меньше труба, тем выше звук. Тембр звучания зависит от массы параметров: материала, из которого сделана труба (деревянная или металлическая), закрытая труба или открытая, с широкой мензурой или узкой.
Отполированные находящиеся в передней части инструмента (в органном проспекте) трубы изготовляются из сплава с высоким (до 90%) содержанием олова. Голубой оттенок сплава говорит о том, что в нем много свинца. Такие трубы звучат мягче, но они легче деформируются.
На картине Мастера алтаря св. Бартоломео изображен орган-портатив (от лат. portare - нести). Это инструмент с двумя рядами маленьких трубок, на котором играют одной правой рукой, в то время как левой рукой качают мехи, расположенные сзади инструмента. На данной картине мехи органа качает ангел. У такого инструмента не было возможности накапливать воздух, и потому играть можно было только пока накачиваются мехи. Он широко использовался в светской музыке с XII по XVI столетие.
Орган-позитив - сравнительно небольшой инструмент, который можно переносить с места на место и ставить либо на пол (positif a pied), либо на стол (positif de table).
Под регистрами подразумеваются также рукоятки и кнопки, с помощью которых приводятся в действие определенные комплекты органных труб. Эти рукоятки (или клавиши, наподобие электрических выключателей) расположены на передней панели кафедры органа. С их помощью музыкант управляет звучанием этого сложного механизма, который, помимо труб различного диаметра и формы, включает в себя воздухонагнетающее устройство и воздухопроводы.
Главнейшим элементом искусства органиста является умение пользоваться регистрами, то есть искусство выбирать и сочетать краски органа.
Двух одинаковых больших церковных или концертных органов не существует. Объясняется это тем, что орган не только сложнейший музыкальный инструмент, но также в значительной степени произведение архитектуры: каждый орган строится специально для данного собора или концертного зала и уже хотя бы поэтому уникален.
Создатели органа всегда стремятся наделить его не только неповторимым лицом (то, что мы видим, глядя на орган, называется проспектом органа), но и индивидуальным звучанием.
Органист играет на инструменте, сидя за его кафедрой. На кафедре органа располагается от одной до семи ручных и одна ножная клавиатура и регистровые рукоятки.
Клавиатуры для рук называются мануалами (от лат. manus - рука)
Помимо клавиатур для рук, у органа имеется клавиатура для ног. Она называется педаль, причем именно в единственном числе.
Педали поручалось исполнение самых низких звуков произведения.
И.С.Бах «играл ногами — в басовом регистре — настоящую мелодию, подчас такую, какую мало кто из органистов способен как следует сыграть всеми пятью пальцами руки».
На больших современных органах можно заранее ввести в память органа все смены регистровки, необходимые в данной концертной программе, и на концерте обходиться нажатием одной клавиши так называемого секвенцера, чтобы вызвать запланированную звучность. Причем кнопки секвенцера расположены во многих местах кафедры органа, и органист может их нажимать любой рукой с любой стороны клавиатуры, а так же ногами.
Один из самых больших в мире органов находится в филадельфийском универмаге Macy’s.
Wanamaker Grand Court Organ был изготовлен в Лос-Анжелесе для участия во Всемирной ярмарке 1904 г. в Сент-Луисе. После окончания ярмарки орган пролежал в разобранном виде несколько лет, пока его не купил известный американский коммерсант, общественный и религиозный деятель Джон Уонамейкер, решивший установить гигантский орган в одном из своих новых торговых центров в Филадельфии.
Два года шли работы по установке органа на новом месте и, наконец, 6 июня 1911 г. он зазвучал под сводами нового универмага. Уонамейкер открыл и специальную органную фабрику, единственным занятием которой была работа по увеличению размера органа, наращиванию его мощности.
Дело отца продолжил его сын – Родмэн Уонамейкер и к 1930 г. у органа было уже 28 482 трубы, 6 ручных клавиатур (мануалов), 42 ножных педали и звук фантастической мощи.
В настоящее время вес органа Wanamaker Grand Court составляет 287 тонн. Играют на нем два раза в день и в праздничные дни дают специальные концерты.
Самый большой орган, сооруженный в 20 веке, ныне располагается в Атлантик-Сити (США, Нью-Джерси). У этого инструмента насчитывается больше 33 тысяч труб, две кафедры, на одной из которых семь клавиатур.
Техника игры на органе отличается от фортепианной: требуется иное положение рук, всего тела, необходима сноровка и умение играть на нескольких клавиатурах – в том числе педальной.
Каждая клавиатура может производить как глубокие басовые, так и высокие звуки, в зависимости от установленных музыкантом комбинаций регистров.
Органная музыка издревле наполняет сердца людей высокими чувствами и заставляет задуматься о вечных ценностях человеческого бытия.
Интерес к органу растет, появляется все большее количество исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей страны - в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты.
Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.
Орган является своеобразным оркестром в руках одного исполнителя.
Органную музыку писали многие известные композиторы. И.С. Бах довел игру на органе до невероятных высот.
«Божественную музыку небес Орган неустающий зажигает. Он растворяет мглу немых завес, И струны душ Незримое ласкает…
Органа плачь всесильною волной Заполнит пустоту уставших глаз, Он все простит, заметив сразу в нас Мир наших душ, мир хрупкий, мир родной…»
Использованные материалы http://viking1234567.narod.ru/M_8_4_9_7.html http://viking1234567.narod.ru/M_8_4_9_7.html http://viking1234567.narod.ru/M_8_4_9_7.html http://blogs.privet.ru/community/Atlantida_lost/56553162 http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=826781 http://art.gazeta.kz/art/?id=314 http://www.mariinsky.ru/ru/news1/links_to_news/organ/ http://aifudm.net/news/archive-news/?p=1&day=07&month=02&year=2010 http://istoriaman.blog.ru/?page=1 http://www.ruscadet.ru/muzeum/mhkk/organ/02.htm http://caruzo.narod.ru/photoalbum3.html http://www.bel.ru/news/culture/2008/02/09/28691.html
http://istoriaman.blog.ru/?page=1 http://www.ruscadet.ru/muzeum/mhkk/organ/02.htm http://caruzo.narod.ru/photoalbum3.html http://www.bel.ru/news/culture/2008/02/09/28691.html http://lviv.nezabarom.ua/Klassicheskaya-muzyka/dom_organnoymusiki/photo/ http://www.tlt.ru/articles.php?n=1926922 http://key-tools.ru/foto/organ/istrument4.html http://key-tools.ru/foto/organ/istrument1.html http://uti-puti.com.ua/directory5.php http://pianocenter.ru/inf0799006415 http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?conEntryId=117535 http://cacao-caco.livejournal.com/ http://www.virtual-yar.ru/News/?yar=cult&ap=teatr&lp=3 http://manifest.ucoz.ua/index/organ/0-96 http://www.torange.biz/category/Architecture/decorative-elements/4476.html http://news.mail.ru/culture/2113998/
http://news.mail.ru/culture/2113998/ http://www.ilovecz.ru/index.php?idoflevel=7&idofpage=9432 http://kieva.diary.ru/?order=frombegin&tag=723 http://blog.afisha.uz/page/41/ http://jloki.livejournal.com/40219.html http://filarmonia.omskcity.com/rus/news/anons/2007/12/2007_12_29.html http://afisha.yuga.ru/afisha/?date=1262984400 http://blogs.privet.ru/user/1plxbyv1avljljsi1egaz7ijttmhj6dj http://page.divo.ru/lukas/perevod/Herrick_St39.html http://tourvkiev.ru/ru/putevoditel-po-kievu/teatry/natsionalnyy-dom-organnoy-kamernoy-muzyki/ http://www.frimg.ru/term-organ2.html http://www.geo-world.ru/europe/finlandia/cityes/felsinki1.html http://old.merzlyakovka.ru/03priem/prog_organ.html http://www.gazeta.lv/user.php?page=95&login=Pelena&view=voted http://www.forum.krionika.ru/lofiversion/index.php/lofiversion/lofiversion/lofiversion/t1724.html М.Скребцова «Божественную музыку небес…» А.Майкапар «Орган – конструкция, роль в музыке» Н.Бакеева»Орган» М.,»Музыка» 1977г.
Спасибо за внимание.