Своеобразие музыкальной культуры
Раздел: «Своеобразие музыкальной культуры» В этом разделе мы познакомимся с темами раскрывающие своеобразие музыкальных культур: Музыка в храме В песне – душа народа У истоков народной американской музыки
«Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности». Петр Чайковский
Тема урока: «Музыка в храме»
Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой Его, сияющий огнями, Перед молящейся толпой; Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой; Я приносил туда с собой В душе и радости и горе; И в час, когда хор тихо пел О «Свете Тихом», - в умиленье Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел...
Сегодня мы рассмотрим несколько традиций на музыкальное своеобразие основных религий мира Христианство (православие, католичество, протестантизм) Ислам Буддизм
Христианство
«Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет о земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения в житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение» Иоанн Златоуст
Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляли основу музыкальной традиции православия. На Западе, в католических и протестантских храмах, с конца Средних веков в богослужении использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты, и даже целые оркестры На Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос
Музыка, звучащая в храмах, представлялась божественной, а ее исполнение – ангельским, небесным В основе древнерусского певческого искусства лежит Знаменский распев («знамя», т.е. «знак») В 18 веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение
В 18-19 вв. к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые композиторы: Д. Бортнянский – «Концерт для хора» А. Гречанинов – «Верую» П. Чесноков – «Херувимская песнь» П. Чайковский – «Литургия св. Иоанна Златоуста» С. Рахманинов – «Всенощное бдение»
Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринималась как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо, составившее одну из самых оригинальных страниц русской культуры. Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несет в себе глубокий смысл: она обращена к чувствам, переживаниям, а главное – к мыслям человека.
Храмовая музыка Ислама
Иной характер носит музыка ислама. Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещенных исламом искусств, а с другой – было создано богатейшее музыкальное наследство с характерными национальными традициями.
Она носит исключительно вокальный характер. Выразительный и динамичный голос служителя – муэдзина (от араб. – «призывающий») должен 5 раз в день созывать верующих для молитвы и обращать все их помыслы к Богу.
Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существуют и другие разновидности культовой музыки. Мелодичная декламация священного Корана Дикр – вид культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями
Храмовая музыка Буддизма
Считалось, что звук играет важнейшую роль в мироздании. Бесчисленные согласованные и соразмерные звуковые колебания рождают божественную гармонию мира, а поэтому отношение к музыке было более благосклонным. Прекрасное пение, танцы, звуки, воспроизведенные драгоценными инструментами, воспринимались как неотъемлемая принадлежность к «стране совершенного блаженства».
Вопрос:Какое своеобразие музыкальной культуры традиционных религий мира вы заметили? Как выражается духовное восприятие народов?
Домашнее задание Стр. 157-161