Из истории сонета.
Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами.Обязательно-14 строк.Катрен: a a b или b завязка темы a b b aКатрен: a a b или b a b b aТерцет: c c dТерцет: c или e развязка d d c e «сонетный замок»(самое важное суждение)Размер- 5(6)-стопный ямб. Каждая строфа- завершённая картина.
Основные принципы построения сонета:утверждение(тезис);опровержение(анти-тезис); объяснение, указание противоречия(синтез);– вывод(развязка).А.С.Пушкин Мадонна. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель- Она с величием, он с разумом в очах- Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Запрет на переносы и на повторение слов в одном и том же значении (не считая союзов и предлогов).К сведению:Стихотворный перенос- несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части его в следующий ритмический отрезок; например: «В ней вкус был образованный — она Читала сочиненья Эмина...» (Пушкин) или «Никто мне не скажет: Куда ты Поехал, куда загадал?» (Фет).Перенос особенным образом выделяет слова, несущие основную смысловую нагрузку, содействует созданию взволнованной речи
А.С.Пушкин. Сонет(1830)-каждая строфа-этап в истории сонета.Суровый Дант не презирал сонета;В нем жар любви Петрарка изливал;Игру его любил творец Макбета;Им скорбну мысль Камоэнс облекал.ABABСонет возник в Италии в 13 веке.Данте Алигьери(1265-1321)-сонеты Беатриче.Рацвета достиг в творчестве Ф.Петрарки (1304–1374), популярность которого способствовала распространению сонета в Европе(сонеты Лауре)Уильям Шекспир(1564-1616)- 154 сонета. Луиш ди Камоэнс(1524(5)-1580)-португальский поэт эпохи Возрождения.
И в наши дни пленяет он поэта:Вордсворт его орудием избрал,Когда вдали от суетного светаПрироды он рисует идеал.ABABВордсворт Уильям (1770-1850)- английский поэт-романтик.
Под сенью гор Тавриды отдаленнойПевец Литвы в размер его стесненныйСвои мечты мгновенно заключал.CCDАдам Мицкевич(1798-1859)- польский поэт-романтик.
У нас еще его не знали девы,Как для него уж Дельвиг забывалГекзаметра священные напевы.EDEДельвиг Антон(1798- 1831)- поэт, друг Пушкина.гекзаметр- античный стихотворный размер.
К.Бальмонт. Хвала сонету.Люблю тебя, законченность сонета, С надменною твоею красотой, Как правильную четкость силуэта Красавицы изысканно-простой, Чей стан воздушный, с грудью молодой, Хранит сиянье матового света, В волне волос недвижно-золотой, Чьей пышностью она полуодета. Да, истинный сонет таков, как ты, Пластическая радость красоты,- Но иногда он мстит своим напевом. И не однажды в сердце поражал Сонет несущий смерть, горящий гневом, Холодный, острый, меткий, как кинжал.Стихотворение называется «Хвала сонету».Какой образ помогает поэту воздать хвалу?На какие качества сонета указывает автор?Каков размер?(5-стопный ямб)
Гумилёв Николай Степанович. Сонет.Как конквистадор в панцире железном,Я вышел в путь и весело иду,То отдыхая в радостном саду,То наклоняясь к пропастям и безднам.Порою в небе смутном и беззвездномРастет туман… но я смеюсь и жду,И верю, как всегда, в мою звезду,Я, конквистадор в панцире железном.И если в этом мире не даноНам расковать последнее звено,Пусть смерть приходит, я зову любую!Я с нею буду биться до концаИ, может быть, рукою мертвецаЯ лилию добуду голубую. (исп. conquistador — завоеватель)(голубая лилия-символ мечты)Стихотворение сюжетно связано со Средневековьем. Как образ голубой лилии соотносится с содержанием?В преобладающих в Средневековье чёрном и красном синий цвет считался презираемым(здесь- протест)Какие завершённые картины даны?1- картина пути, сада жизни с радостями и опасностями.2- картина неба и звезды(расширение масштабов до вселенной)3- картина конца, смерти.4- «сонетный замок»(картина борьбы, вызова судьбе, мечты)В сонете есть отступление от нормы. Какое? Для чего?Повтор(параллелизм)- усиление мысли автора: вызов, бой.
И.Северянин. Бунин.В его стихах - веселая капель, Откосы гор, блестящие слюдою, И спетая березой молодою Песнь солнышку. И вешних вод купель. Прозрачен стих, как северный апрель. То он бежит проточною водою, То теплится студеною звездою, В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель. Уют усадеб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружье. Собака. Серая Ока. Душа и воздух скованы в кристалле. Камин. Вино. Перо ив мягкой стали. По отчужденной женщине тоска.Автор пытается представить образ Бунина через его творчество. Каким основным приёмом он пользуется?Обыгрывание основных тем и образов Бунина(усадьба ,листопад, женщина ,камин, собака, вино…)Какими средствами выразительности пользуется автор?Метафора, сравнение, эпитет, оксюморон, олицетворение, синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, звукопись…Как автор передаёт чёткость и лаконизм стиля Бунина?Метафора(Душа и воздух скованы в кристалле.)
У.Шекспир Сонет 130. (перевод С.Маршака)Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.Сонеты Шекспира- одно из вершинных достижений лирики. В книге З.Т.Гражданской «От Шекспира до Шоу» написано, что « сохранилось 154 сонета Шекспира. Первые 126 посвящены другу поэта последние 28 – возлюбленной, смуглой черноволосой даме.Проверочная работа:Проследите, в чём поэт точно следует требованиям к сонету, а в чём от них отступает?
Ключ.Соблюдены:1. 14 строк.2.перекрёстная рифмовка катренов.3. основные принципы построения сонета:утверждение(Героиня не совершенна.)опровержение(Она не богиня, а земная женщина.)объяснение(Героиня всё-таки прекрасна для поэта.)4. «сонетный замок»5.стихотворный размер- 5-стопный ямб.Отступления от нормы:1. Сонеты Шекспира отличаются формой построения от сонетов итальянских поэтов (3 строфы в форме катрена с перекрёстной рифмовкой и последние 2 строки связаны парной рифмовкой).