Выполнила: ученица 11 класса Косова Алина Руководитель: учитель русского языка и литературы Никульшина В.А. 900igr.net
Авторская песня – это… …серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, Окуджава писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить. Авторская песня для второй половины XX века стала символом альтернативной культуры. Дело в том, что «глянцевая» эстрадная культура не отвечала требованиям и острым вопросам времени, поэтому авторы старались донести мысли и чаяния современных людей до общества. Движение авторской песни постепенно приобрело массовый характер, что способствовало понижению общего уровня этой культуры. Тем не менее, был и недолгий «золотой век», который подарил нам массу талантов, достигших вершин, недостижимых для их последователей. Ярчайшим примером подобного дарования стал Булат Шалвович Окуджава.
Биография: Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси для партийной учёбы в Комакадемии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка. Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем Шалва стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 г., а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.
В апреле 1942 году, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия практически не принимал; был случайно ранен под Моздоком. К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа лось» (1943), текст которой не сохранился. Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»). После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге. В 1955 году, под впечатлением от возвращения матери из лагеря, Булат Окуджава вступил в КПСС. В 1956 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).
Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль». В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью. В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус». Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышел с диск с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня — «Прощание с Польшей» — в нём была в исполнении автора. С середины 70-х годов диски Окуджавы выходили и в СССР. Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский. В 1961 году Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987). Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).
23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. 12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар (Clamart)), в военном госпитале. Перед смертью принял православие с именем Иоанн. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве.
8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур — Георгий Франгулян.
В авторской песне на первое место Булат Окуджава ставит текст. Мелодия приобретает функцию музыкального аккомпанемента, усиливающего лиричность звучания стиха. «Для меня авторская песня — это прежде всего стихи. Поющий поэт», — так сам Булат Окуджава определяет специфику жанра. Булат Окуджава редко пишет песни «от первого лица», но поет их всегда «от себя»: «Мне важно, чтобы те самые чувства, которые владеют мною, автором песни, в момент ее исполнения завладели бы и слушателями...» По мнению Булата Окуджавы, искусство исполнения произведений этого жанра заключается в умении выразить авторский замысел или хотя бы приблизить к нему, а не в мастерстве интерпретации. Свои стихи он назвал не иначе как «городскими песенками», впрочем, это неудивительно, ведь большинство из них действительно становились текстами его песен. Названия стихов – под стать их общему наименованию: «На Тверском бульваре», «Песенка об Арбате», «В Барабанном переулке» и т. п. Но эти стихи – не простые зарисовки городского быта, как ошибочно может показаться. Окуджава романтизирует город, воспаряет над бытом. Подобно лирическому герою стихотворения «Послушайте!» Владимира Маяковского, герои Окуджавы находят красоту в хитросплетении улочек, в грохочущих трамваях, снующих по городу, в повседневной московской суете. Образ весёлого барабанщика – яркий пример тому. Лирический герой Окуджавы тоже стремится будоражить человеческие умы. Его главное желание – сделать души людей более чуткими и отзывчивыми. Эта тема звучит в стихотворении «Полночный троллейбус» Это настоящее соединение одиноких душ создаёт ту общность, которую Окуджава в другой своей известной песне лирически трогательно назовёт «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Кстати, любовная тема занимает у Булата Окуджавы совершенно особое место. Любовь воплощается в разнообразных ситуациях, имевших место в самых разных эпохах. Например, в песнях Окуджавы мы встречаем любовь гусара и прекрасной Наталии, влюблённость музыканта, дарящего своё вдохновение своей возлюбленной. Влюблённый человек по Окуджаве готов навечно передаться великому таинству любви, забыв о сне. Но, безусловно, главный мотив любовной лирики Окуджавы – это поклонение любимой женщине, её обоготворение.
Хотя Окуджава творил в прошлом столетии, в его стихах зачастую заметна некоторая путаница времён, и это неудивительно – автор не раз сам называл себя поэтом XIX века. Окуджава стремится вернуться в «свою» эпоху, в которую он по случайности не попал, сочиняя исторические стихи. Например, «Батальное полотно» стало квинтэссенцией XIX века, которой сошлись образы императора, генерала и свиты. Над ними же – вечное, неизменное небо, которое не меняется с течением времени. Но никакая поэтика XIX века не скроет тревоги и боли окружавшего Окуджаву мира. Романтика былых сражений перемешивается с трагедией недавних событий: поэт был участником Великой Отечественной войны. На эту тему – проникновенное стихотворение-песня «До свидания, мальчики». Названия и первые строчки песен рисуют войну как величайшую народную трагедию («Вы слышите, грохочут сапоги», «Простите пехоте», «А мы с тобой, брат, из пехоты»). В послевоенные годы лирика Булата Окуджавы стала жизнеутверждающей и светлой, потому что он органично влился в движение шестидесятников. В последние годы творчества Окуджава осмысливает прожитое, возвращаясь к истокам и вновь мысленно проходя свой путь. Он клянётся в верности своему двору (при этом, кстати, перенося понятие дворянства, тесно связанное с XIX веком, на современную почву). Одновременно он обнажает несовершенство окружающего общества, упрекает тех, кто стоит у руля общества. Автор с нескрываемой иронией рассказывает о дураках, имеющих привычку собираться голодными стаями и нападать на умных людей-одиночек, «белых ворон». В этом – груз жизненного опыта, желание учиться дальше у жизни и поделиться накопленными знаниями с другими людьми.
Что же можно сказать в целом о творчестве такого, безусловно, талантливого и оригинального человека, как Булат Окуджава? Его девиз – автор должен творить не на потребу публики, а выделять и показывать во всех красках окружающий мир. Поэтому он и призывает художников окунуть кисти «в суету дворов арбатских и зарю», фактически, приравнивая эти два понятия по высоте. Окуджава жаждет показать счастливых людей даже тогда, когда вокруг счастья явно не хватает. Своеобразным идеалом искусства для поэта становится живописец Пиросиани, аскет, которому едва хватало денег на еду и краски на протяжении всей его жизни. Тем не менее этот художник всегда изображал жизнь в моменты ликования и праздника, творя во имя будущего. Финал стихотворения об этом живописце трагичен и призывает читателя к философским размышлениям. Булат Окуджава, который всегда придерживался принципа Пиросиани, составил целую эпоху. Он стал ярчайшей звездой лирического монотеатра, такой, какую не забудут никогда.
Творческое наследие Поэта, переводчика, прозаика, драматурга, композитора и исполнителя авторских песен Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно, его невозможно перечислить на сотне страниц. Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии. Его произведения переведены на множество языков и изданы во многих странах мира. Окуджава был достойным мастером своего дела.
Библиографический список: Большая электронная энциклопедия Кирила и Мефодия Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-001-0. М. Булат, 2004 Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-003-7. М. Булат, 2005 «Первый и последний» // «Старое литературное обозрение» 2001, № 1