Урок изобразительного искусства Автор учитель начальных классов Красавина Ю.А. ГОУ лицей №533 образовательный комплекс «Малая Охта» Г.Санкт-Петербург 2010
Жостовский букет
история галерея мастер-класс ковали художники
Знаменитый жостовский букет! Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит,
Есть поднос, плоды дарящий…
Букеты сказочных цветов Глядят на нас с подносов звонких И шёлк волшебных лепестков , и трепет трав в сиянии тонком…
Венки цветов, букеты роз – Их аромат неувядаем.
Ах, это жостовский поднос благоухает русским чаем.
Кто смел раскинуть на подносе такие яркие цветы? В своём бесхитростном вопросе едва ль ответ не спрячешь ты: Смел – смелый, смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки, Как стая ласточек взлетела, разбрасывая лепестки, Кипень цветочная.
И странно – она напомнила на миг, Как возникает из тумана давно готовый к жизни стих: То восклицаньем, то вопросом, то в полумраке, то в огне, То звонким жостовским подносом вдруг полыхнёт на белизне.
Как удивительно тепло и хмурый день наполнен светом, когда в руках ожившим летом Горит такое мастерство.
Долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов в Подмосковье . С чьей-то лёгкой руки технология лаковой росписи перешла на металлические подносы, которые ладно делали жостовские кузнецы. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году крестьяне Вишняковы открыли подносную мастерскую.
Вычерчивание формы подноса
Крой подноса
Выравнивание формы подноса
Выстукивание формы подноса
Вытягивание края подноса
Шлифовальщики
Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов.
ФОРМЫ ПОДНОСОВ
Композиция букет полувенок венок роспись с углов букет в раскидку
ЗАМАЛЁВОК Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты в соответствии со своим замыслом. ТЕНЁЖКА Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка» созвучно слову «тень». У цветов появляется объём.
ПРОКЛАДКА Самый ответственный этап росписи. Форма букета обретает плоть – уточняются многие детали. БЛИКОВКА Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещённым множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение.
ЧЕРТЁЖКА При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках. ПРИВЯЗКА При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
УБОРКА Украшение борта подноса, состоящее из геометрических и растительных узоров. Без уборки поднос выглядит незаконченным.
Полировщицы
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ
Источники: http://www.ruspromysel.ru/zhostovo/original01.html http://www.livemaster.ru/topic/23451 http://www.rusarch.ru/timofeeva_pers_chocolate.htm Дорожин Ю.Г. Жостовский букет М., «Мозаика—Синтез» 2008 Вы скачали эту презентацию с сайта VIKI.RDF