Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9» Тема проекта: Жанры живописи Автор: Глущенко Дарья, учащаяся 8Б классаРуководитель: Глущенко Ольга Геннадьевна, учитель музыки и МХК
Жанры:
ПортретОдин из основных жанров искусства, изображающий одного человека или нескольких людей. Художник должен передать характер человека, а через него показать общество, эпоху, в которой живёт его герой. В живописи портрет часто сочетается с элементами интерьера, пейзажа, может быть дан на фоне исторических событий
ПейзажВ дословном переводе с французского это слово означает «вид сельской местности». В изобразительном искусстве так называют и жанр, и отдельные произведения, посвящённые природе. Это может быть природа первозданная, а также преображённая человеком – индустриальный пейзаж
НатюрмортКак жанр сформировался в XVII в. в искусстве Голландии и Испании. Изображает неодушевлённые предметы, вещи, окружающие человека, предметы быта, цветы, плоды
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР Посвящён событиям и людям прошлого. В древности к истории относили и мифологические сказания, и библейские сюжеты. Однако тогда художники ещё не стремились правдиво изобразить конкретные события или людей. Их привлекали героизм, драматическая борьба, чаще всего в военных сценах
Батальный жанрТесно связан с историческим и посвящён темам войны и военной жизни. Название от французского слова «баталле» - битва. Художники – баталисты показывают особо важные, трагические или героические моменты сражений
Бытовой жанрПроизведения бытового жанра обращаются к темам повседневной жизни, дают представление о занятиях и быте различных слоёв общества
Словарь
Сроки выполнения проекта:сентябрь-декабрь 2009Этапы реализации проекта:• Изучение (по результатам найденной информации в Интернете, в других учебных материалах) жанров живописи • Подбор иллюстрационного материала к теме • Составление словаря по теме• Анализ и оформление материалов
Информационные ресурсы Живопись/ Пер. с англ.- М.: Астрель, АСТ, 2001 Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура.- М.: Фирма МХК, 2003 Платонова Н. Энциклопедия . Искусство.- М.: РОСМЭН, 2002 Электронная художественная энциклопедия. Эрмитаж. Искусство западной Европы.- М: Интерсофт, 1998 Электронная художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.– М: Новый диск, 2001 Электронная художественная энциклопедия. Шедевры русской живописи.– М: Мультимедиа, 2002
Автор проекта Глущенко Дарья
Учитель музыки и МХК МОУ «Гимназия №9» Руководитель проекта Глущенко Ольга Геннадьевна
Абстракция художественная - способ художественного мышления и построения образа реальности в искусстве.Авангардизм – условное название художественных движений литературно-художественных течений XX века.Академизм – направление в изобразительном искусстве XVII – XIX вв. догматически следовавшее внешним формам классического искусства.Акварель – краски, в которых красящий пигмент связывается растительным клеем, мёдом, глицерином.Анимализм – изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Художников называют анималистами.
Барбизонцы – группа французских художников – пейзажистов, работавших в деревне Барбизон близ Парижа в 30-40-е гг. XIX в.Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма.Барокко – художественный стиль, получивший распространение в конце XVI – середине XVII в. в странах Европы. Отличался от стиля Возрождения и от классицизма XVII в. декоративной пышностью, динамичными сложными формами, живописностью.
Вернисаж (лакировка) - торжественное открытие художественной выставки (первоначально день покрытия картин лаком перед открытием выставки).Витраж (стекло) – орнаментальная или декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В средние века фрагменты разноцветного стекла скреплялись свинцовой проволокой.Валюта (завиток) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей, архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.
Галерея – 1) длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; 2) удлинённый зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. В эпоху Возрождения другая стена украшалась произведениями искусства.Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном художественном произведении и определяющие характер его живописного решения.Гравюра – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесённого на доску гравёром.Гротеск – причудливый, смешной, комический.
Декаданс (упадок) – общее наименование кризисных упадочных явлений в культуре XIX – начале XX вв. Его возникновение связано с крушением традиционных ценностей культуры.Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объёмными предметами.Диптих (двойной, сложенный вдвое) – 1) в античном мире две складываемые вместе вощёные дощечки для письма; 2) двустворчатый складень, в котором изображение наносится на створки, скреплённые петлями; 3) две картины, связанные единым замыслом.
Жанр (род, вид) – 1) исторически сложившийся, устойчивый тип художественного произведения (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина); 2)понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще (бытовой, исторический, батальный жанры).Жанровая живопись – живописные произведения, в которых воспроизводятся сцены повседневной жизни.Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются красками, наносимыми на какую-либо поверхность. По технике исполнения живопись подразделяется: на масляную, темперную, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам: станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской.Золотое сечение – принцип изображения человека, заключающийся в установлении наиболее гармоничных пропорций. Золотое сечение выражается в делении линейного отрезка на неравные части таким образом, чтобы одна его часть также относилась к другой, как та относится ко всему отрезку. В поисках гармонии художники всегда интуитивно следовали этому принципу в той или иной мере приближаясь к идеальным соотношениям. Но теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения.
Изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура. Все они отражают действительность в зрительных, наглядных образах.Икона – у православных и католиков: предмет поклонения – живописное изображение Бога, святого или святых, образ.Имитация (подражание) – в искусстве подражание какому-либо стилю, направлению, школе, манере мастер или свойствам какого-либо материала с помощью совершенно иных средств и приёмов.Импрессионизм (впечатление) – направление в искусстве последней трети – начала вв. Наиболее полное выражение получило во французской живописи. Художники-импрессионисты стремились сохранить свежесть первого впечатления.
Коллаж (наклеивание) – приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; произведение, выполненное в этой технике.Колорит (цвет) – система цветовых сочетаний в произведении изобразительного искусства.Композиция (составление, связывание) – 1) построение художественного произведения, его структура, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.Контраст – резкая противоположность.Кубизм (куб) – авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в.
Лессировка – художественный приём в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяют в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового цвета, для усиления его интенсивности. Тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на уже просохший слой, обогащают колорит.Линогравюра – вид гравюры – изображение, полученное с плоской печатной формы на линолеуме или других пластических материалах.
Миниатюра (киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.Мозаика – картина из маленьких кусочков цветного камня или смальты – особого непрозрачного стекла.Мольберт – особый станок, на котором пишут картины.
Натурализм – 1) направление в искусстве, стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности; 2) противостоящий реализму художественный метод, выражающийся во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки.
Оттиск – то же, что отпечаток.Офорт (азотная кислота) – вид гравюры. Рисунок процарапывается специальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
Палитра – 1) небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски; 2) подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.Пастель – мягкие, приглушённого тона, цветные карандаши без оправы; 2) рисунок, выполненный такими карандашами.Перспектива – 1) кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; 2) наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости.Плакат – настенный лист – крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом.
Ракурс – перспективное сокращение живых и предметных форм, изменяющее их внешний вид. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии и т.д.), а также самим положением натуры в пространстве.Роспись – живопись на стенах, потолках, предметах быта.
Салон – помещения для демонстрации произведений искусства.Сакральный (священный) – относящийся к вере, религиозному культу; обрядовый, ритуальный.Светотень – градации светлого и тёмного, соотношения света и тени на форме.Сфумато – определённый художественный приём, характерный мягкостью исполнения, неуловимостью предметных очертаний, связанный с живописью эпохи Возрождения, начиная с творчества Леонардо да Винчи.
Темпера – водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведённым клеевой водой. Темперными красками можно писать густо, как масляными, и жидко, как акварельными, разбавляя их водой.Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлости. При помощи отношений различных тонов передаётся объёмность формы, положение в пространстве и освещение предметов.
Фактура – характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусства.Фреска – один из основных видов монументальной живописи. Связующим веществом в красках здесь служит водный раствор извести или вода. В соединении с веществом штукатурки на стене они образуют прочный красочный слой. Техника фрески очень сложна, так как не допускает исправлений в процессе работы.Футуризм (от лат- - будущее) – авангардистское направление в европейском искусстве начала XX в., заявляющее о разрыве с традиционной культурой и стремлении создать «искусство будущего».
Экспрессионизм (франц.- выражение, выразительность) – направление в европейском искусстве и литературе первой трети XX в. Для него характерны тяготение к иррационализму, обострённая эмоциональность, фантастический гротеск.Эмаль – материал,применяемый в декоративно-прикладном искусстве, легкоплавкий состав, которым покрывают сверху, главным образом, металлические изделия.Эскиз – подготовленный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла.Этюд – работа, выполненная с натуры, нередко имеет самостоятельное значение; иногда является упражнением для совершенствования профессиональных навыков художника.