Взаимосвязь различных видов искусства в процессе преподавания русского языка Черненок Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы Прямухинской СОШ Кувшиновского района 900igr.net
Причины обращения к теме Современное состояние речевой культуры общества; Особенности познавательных способностей современного школьника; Отсутствие интереса к чтению
Цели работы Обогащение речи учащихся, развитие их речевой и коммуникативной культуры, эстетического вкуса; Развитие мышления путем организации учебного процесса в деятельностном ключе, формирование навыков исследовательской деятельности; Повышение мотивации учащихся к изучению предмета.
Усиление коммуникативной направленности преподавания. Количество знаний Способность применять знания в практической деятельности и повседневной жизни Один из путей решения проблемы – реализация межпредметных связей, которые позволяют вычленять взаимосвязи русского языка с другими предметами гуманитарно-художественного направления, без чего невозможно системное освоение основ наук.
Работа с произведениями мировой художественной культуры для решения грамматических и речеведческих задач Планирование (составление таблиц, знакомство с содержанием программ по ИЗО, музыке, истории); Подбор материала к каждому конкретному уроку; Систематическая работа по овладению терминологией (ведение страничек по видам искусства) Использование возможностей ИКТ (проведение виртуальных экскурсий) формирование критического мышления, развитие информационной и коммуникативной компетентностей, развитие духовной культуры школьников
Приемы, которые можно использовать при включении произведений искусства в урок русского языка Обращение к эмоциям ученика; Воображаемое перемещение в другое время и пространство; Работа с образами-представлениями; Работа с терминами; Работа с искусствоведческими текстами; Работа по выявлению художественных ассоциаций
Объект особого внимания – художественный текст Способствует усвоению всех функций языка; Углубление знаний по русскому языку, развитие речи; На базе текста изучается «язык в действии».
Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей – исходная реальность филологии. С.С.Аверинцев
Этапы работы с художественным текстом: Подготовительный – 5-6 классы: формирование элементарных навыков лингвопоэтического анализа небольших по объему фрагментов художественных текстов; Основной – 7-9 классы: проведение специальных уроков словесности, построенных на интеграции лингвистических и литературоведческих понятий и направленных на раскрытие эстетической функции родного языка, максимально проявляющейся в художественных текстах; Углубляющий - 10-11 классы: развитие способности анализировать единство литературного содержания произведения и способов языкового выражения этого содержания.
Организация учебного процесса в деятельностном ключе Организация материала Организация деятельности учащихся, обеспечивающих активную работу детей (поисковые и частично поисковые задания)
Типы заданий: Найти в тексте изучаемые явления, определить способы их выражения; Определить, в какой части текста они употребляются; Почему и как меняется способ выражения данного явления; Какую роль они играют в реализации связи предложений в тексте; Сравнить особенности употребления одного и того же явления в разных текстах; определить, чем они обусловлены; Сопоставление текста и музыкального произведения, созданного на его основе.
Односоставные предложения А.Пушкин «Фонтану Бахчисарайского дворца»; А.Фет «Шепот, робкое дыханье…» А.Чехов «Хирургия» (экспозиция). Б.Окуджава «Батальное полотно» (прослушивание песни, анализ текста, творческое задание – побывать в роли экскурсовода в картинной галерее и представить зрителям картины известных художников).
Синтез поэзии, музыки, живописи Использование произведений одного из направлений авторской песни: поэты-композиторы С.Никитин, А.Суханов – песни на стихи Б.Пастернака, А.Тарковского, Н.Заболоцкого, И.Анненского, А.Фета, М.Волошина.
Темы уроков: «Односоставные предложения и однородные члены в поэтическом тексте» 8 класс - Б.Пастернак «Елка (вальс с чертовщиной)», - песня В.Лущика в исполнении Е.Камбуровой.
«Роль второстепенных членов предложения в художественном тексте». 8 класс М.Волошин «Старинным золотом и желчью напитал…», К.Паустовский – фрагмент из «Черного моря», репродукции акварелей М.Волошина, народного художника СССР Геннадия Ефимочкина, картин И.Айвазовского, фотоальбомы с видами восточного берега Крыма. Б.М.Кустодиев. Портрет Волошина
Старинным золотом и желчью напитал Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры, Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры. В огне кустарники, и воды как металл. М.Волошин
И.Айвазовский. Коктебельская бухта Акварель Г.Ефимочкина «Вода в бухте отражала скалы…» К.Паустовский
«Однородные члены предложения в художественном тексте». 8 клас - Б.Пастернак «Снег идет», - песня С.Никитина.
«Роль имени прилагательного в художественном тексте». 6 класс - Б. Пастернак «Снег идет», фрагменты из прозы Б.Пастернака, С.Аксаков «Очерк зимнего дня» (фрагмент); - Антонио Вивальди «Зима»; - репродукции картин Н.Ромадина; - фотографии зимней природы; - слайд-шоу с использованием анимационных картинок
Выводы: Использование произведений искусства создает среду, благоприятно влияющую на развитие творческого потенциала и учителя, и учащихся. Деятельность по реализации межпредметных связей дает возможности сформировать активную, духовно-нравственную личность, мотивированную к самообразованию, обладающую навыками и установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.