Традиции народного орнамента Автор: учитель МХК Цебулевская Елена Николаевна МБОУ Большеремонтненская СШ
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека Слово «орнамент» произошло от латинского (ornamentum), что означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов.
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.
К причинам возникновения орнамента можно отнести: К причинам возникновения орнамента можно отнести: религию, обряды, магию; народное творчество; эстетические потребности. Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита.
Элементы-мотивы древнейших орнаментов: Элементы-мотивы древнейших орнаментов: Круг, Квадрат, Ромб, Волнистые линии
Орнамент Древнего Египта Ранние формы орнамента египтян были геометрические. Затем появился растительный орнамент. В орнаменте Египта отразился окружающий мир.
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили водные растения: папирус, тростник, лилия
Часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
Художники Древнего Египта соединили все эти изображения с иероглифическим письмом в орнаментальные композиции. Художники Древнего Египта соединили все эти изображения с иероглифическим письмом в орнаментальные композиции. Орнамент читался как буквенный текст.
Орнаментальное искусство Древней Греции Краснофигурная вазопись – один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Она появилась в Афинах. Своё название краснофигурный стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами: красные фигуры на черном фоне.
Чернофигурная вазопись – один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурным. Чернофигурная вазопись – один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурным. На красном фоне изображались черные фигуры. Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе.
Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. В этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Русский народный орнамент Древнерусские орнаментальные мотивы отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата, ромба, изображали засеянное поле.
Круги являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Круги являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями.
Прялка приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (Донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы.
ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ - шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг.
ПОДНОСЫ ЖОСТОВО Жостовская роспись, как русский народный промысел, родился в начале 19 века. Возникновение расписного подноса история связывает с братьями Вишняковыми. Форму самого подноса и изображения, художники выбирали каждый на свое усмотрение. Не было никаких стандартов и ограничений. Но со временем большую популярность приобрели цветочные композиции с набором полевых цветов и рисунок из садовых букетов.