Новые направления в искусстве конца 19-начала 20 века
Умерли все боги… (Ф.Ницше) Миф о «сверхчеловеке» - культ сильной личности («Так говорил Заратустра», «Воля к власти»),идеал «человека будущего».
Направления искусства Реализм в литературе - Ги де Мопассан, А.Франс, Р.Роллан, Э.Золя, Р. Киплинг, О. Уайльд, Б.Шоу, Т.Манн, Г.Манн Натурализм - крайняя степень реализма: Золя, Мопассан, Т. Драйзер, Г.Манн
Эмиль Золя (1840-1902) Основное произведение — 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» (1871-93) — история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя — сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880).
Ги де Мопассан (1850-1893) Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл - острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности.
Анатоль Франс (1844-1924) В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению к современной действительности. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) — антирелигиозная и политическая сатира. Исторический роман «Боги жаждут» - о Великой французской революции.
Ромен Роллан (1866-1944) Романы-эпопеи принесли писателю мировую известность. В 1915 получил Нобелевскую премию за свое первое эпическое сочинение, посвященное «свободным душам всех наций – тем, кто страдает, борется и побеждает».
Роберт Луи Стивенсон (1850-1894) Он долго искал свой путь в литературе и только в самые последние годы жизни стал преуспевающим автором — первым в британской литературе профессиональным писателем, живущим литературным трудом.
Артур Конан-Дойл (1859-1930) Ввел в детективную литературу образ сыщика-любителя (Шерлок Холмс). Повести «Собака Баскервилей» (1901-02), «Долина ужаса» (1914-15), рассказы отличаются занимательной интригой и простотой повествования.
Оскар Уайльд (1856-1900) В изысканно-орнаментованных стихах близок французским символистам. Лиричные, возвышенные по стилю и содержанию сказки. В философском романе «Портрет Дориана Грея» (1891) развенчал декадентское представление о красоте, чуждой нравственности.
Джозеф Редиард Киплинг (1856-1936) Пропаганда культурной миссии англичан на Востоке в романе и стихах с их неповторимой интонацией. В «Книге джунглей»— истории жизни человеческого детеныша Маугли среди дикой природы — яркие, психологически достоверные образы зверей, мысль о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с ее обнаженно простой и очевидной иерархией ценностей
Бернард Шоу (1856-1950) Создатель драмы-дискуссии, в центре которой — столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929). В основе художественного метода— парадокс
Генрих Манн (1871-1950) Социально-нравственные романы о Германии «бюргерской» (1914) эпохи с экспрессионистическим гротеском и сарказмом обличающие кайзеровский милитаризм и буржуазный стиль жизни. Культ ницшеански-свободной личности в трилогии «Богини» (1903). Образ искомого героя — носителя разума и идеи прогресса, «гуманиста с мечтой в руке», в дилогии «Юность и зрелость короля Генриха IV» (1935-38).
Томас Манн (1875-1955) В «семейной хронике» буржуазной семьи романе «Будденброки» (1901), философском романе «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933-34), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем)
Декаданс Теофиль Готье Обосновал теорию «искусства для искусства» «ПАРНАС» («Parnasse»), группа французских поэтов в 1850-60-е гг. декларировала «искусство для искусства», «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка. Шарль Бодлер
Символизм Поль Верлен Поэзия насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленной обстоятельствами его жизни. Грезы являются единственным убежищем поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным
Артюр Рембо «Разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов демонстративная антибуржуазность и пророческий пафос
Стефан Малларме Мотивы одиночества и бессилия перед жизнью
Гийом Аполлинер Возродив старую технику «граффити » (надписей), писатель создает при помощи стихотворных строк рисунки – с целью придать поэзии не только временной, но и пространственный объем. В поэзию прорывается язык репортажа и газетной статьи, призванный передать мгновенные впечатления
Морис Метерлинк Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма
Дома: подготовить рефераты Поль Сезанн, ван Гог, ПольГоген, Тулуз-Лотрек, Матисс