Мудрый ненецкий народСвято в сердце бережётВсе традиции былые – Детям их передаёт. А. А.Арефьева Научно-исследовательская работа «Ненецкая кукла – нгухуко» Автор работы: Кипко Елизавета,ученица 3 «Б» класса Научный руководитель: Крылова Ольга Николаевна,учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»г. Салехард, 2008-2009 уч.год
Постановка проблемы Ненецкая национальная игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое. Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей.Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера.Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, старая игрушка.Радость от самодельной куклы хочется вернуть… Актуальность темы Происходящие изменения в культуре народов Севера приводят к исчезновению многих традиций. Важно сохранить процесс воспитания детей при помощи традиционных игрушек и игр. Говорят, «то, что ребёнок усваивает в детстве, сохраняется всю жизнь».
Цель работы: проанализировать роль ненецкой куклы в воспитании детей. Задачи работы: рассмотреть историю детской самодельной куклы; рассмотреть историю возникновения куклы нгухуко; сопоставить русскую и ненецкую куклы; создать презентацию «Знакомство с традиционной куклой нгухуко». Гипотеза: через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.
Этапы исследования: 1. Изучить историю возникновения куклы.2. Найти общие черты в создании русской и ненецкой куклы.3. Изучить историю создания ненецкой куклы – нгухуко.5. Куклы – как один из этапов изучения эволюции ненецкой одежды.5. Познакомиться с коллекцией окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С.Шемановского и с частными коллекциями ненецких кукол. Результаты представления исследований: Исследовательская работа направлена на изучение литературы, посещение музеев, выставочных залов, встречи с коллекционерами ненецких кукол, наблюдение, сбор, систематизацию и анализ полученных результатов, выводы. В результате самостоятельных действий была решена поставленная проблема, оформлены результаты и проведена презентация полученных результатов.
Кукла – это первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, помощником, учителем, а иногда и врагом. Куклы готовят детей к жизни, развивают их физически и духовно, соответственно возрасту. А всё начинается с колыбели, которую украшают оберегами в виде шумящих игрушек, пестрых лоскутков, колокольчиков.В традиционной культуре, согласно древним поверьям, кукла способна творить добро или зло. В русской культуре, как и в ненецкой, игровым куклам намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.
История создания кукол нгухуко напрямую связана с духовными представлениями северных народов.Кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни ног, поэтому при создании игровой куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах.Традиционный уклад жизнедеятельности ненцев напрямую связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. Обязанности женщины – это создание теплого места. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы нгухуко.Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки. Она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно ее строение делится на две части: голову и туловище.У ненецкой девочки есть целое семейство кукол: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.
Я научилась, я понимаю: Я самостоятельно сшила свою первую куклу. И пусть эта кукла не является произведением искусства, но у меня появились определенные навыки, свои маленькие секреты. Использование разнообразных подсобных материалов создало возможность для развития личного творчества, фантазии, поиска нового. Я поняла, что можно своими руками создавать красивые и неповторимые вещи.
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства.Первый мир, который строит в своей жизни человек – это мир куклы – нгухуко. Детские игры выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.Через куклу из поколения в поколение передается духовная сила и национальное богатство, мудрость, талант и культура целого народа. Кукольное убранство. Экспонат ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского». Фото: Арефьевой Анны Алексеевны
1. Головнев А.В., Лезова С.В.Игра /Северные просторы. 1994. №2 с.56.2. Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988. с.130.3. Мифологическое время: альбом-каталог. Государственный музей Природы и человека Ханты-Мансийск\сос.Е.В.Перевалова, С.В.Лезова, А.В.Головнев- М., Издательства «Эпифания», 2003.4. Павлинская Л.Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири\Традиционное воспитание у народов Сибири. Ленинград, «Наука», 1988, с. 222-250. 5. Певгова Л.В. Национальные игры народов Севера. Л.,1939.6. Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. №3. с. 131.7. Соловьев Е.И., Березина Т.И. 1989. Игра как один из обязательных компонентов трудового воспитания в крестьянской семье Сибири эпохи капитализма \Община и семья в сибирской деревне XVIII – нач.XXв., Новосибирск.8. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор, 1995-336 с.
Кипко Елизавета ученица 3 «б» класса МОУ СОШ №2 г. Салехард Мои достижения с 2007 г. по 2008 г. Свидетельство за создание ученического проекта «Домашняя кошка: тигр, которого можно погладить» и участие во всероссийском конкурсе «В фокусе учебный проект - 2007» проводимого в рамках Intel Обучение для будущего – август, 2007 г.Свидетельство за участие в Российском заочном конкурсе «Познание и творчество» («Математическая мозаика (1 кл.)», I тур) – г. Обнинск, 19 января, 2007 г. Диплом за представление работы «Домашняя кошка». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». – г. Москва, 2007/2008 уч.годДиплом участника IX городской научно-исследовательской конференции школьников. – Салехард, 2008 г.Грамота за участие в школьной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее». – Салехард, 2008 г.Диплом лауреата Управления образования Администрации муниципального образования город Салехард МОУ ДОД Центр детского творчества «Надежда» в номинации «Народный танец» – 2007г.Медаль участника IV городского конкурса танцевальных коллективов. Праздник танца – г. Салехард, 2007 г.Грамота Деда Мороза за посещение славного града Великий Устюг – 8 января, 2006г .Грамота к 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина – г. Кострома, 8 января, 2007 г.Благодарность за участие в неделе мире книг. Салехард, 2008Сертификат участника праздника Радуга детства за отличные результаты. – Салехард, 2007г.Грамота за хорошие успехи в учёбе. – г.Салехард, 2008г.Сертификат участника международного математического конкурса-игры «Кенгуру» - Санкт-Петербург, 20 марта, 2008Благодарность за участие в городском мероприятии «Весенняя неделя добра» - Салехард, 2008г.