Натюрморт из инструментов Урок изобразительного искусства № 18-19 по программе В.С.КузинаАвтор: учитель изобразительного искусства и черчения Маливанчук Н.Ю.
1. Дата: 2. Тема занятия: «Искусство натюрморта»;3. Тип занятия: комбинированный;4. Вид занятия: рисование с натуры;5. Цель: раскрыть понятие натюрморта и способы его выполнения; 6. Задачи:1.Научить учащихся выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен; выполнять рисунок натюрморта, используя все выразительные возможности ; 2.Развивать художественные способности и, навыки композиционного построения; 3.Воспитывать в учащихся коммуникабельность, креативность.7. Оборудование урока:Для учителя: доска, проектор, презентации «Натюрморт из инструментов».Для учащихся: альбомные листы карандаш простой, гуашь, акварель или цветные карандаши, восковые мелки.8.Оформление классной доски:1. Презентация к уроку.2. Работы учеников9.План урока:1. Организационная часть (1 – 3 мин);2. Фронтальный опрос по предыдущей теме (4 – 5 мин.);3. Сообщение учебного материала (10 – 13 мин.);4.Самостоятельная работа учащихся (15 – 17 мин.);5. Анализ работ учащихся (5 – 6 мин.);6.Подведение итогов урока, задание на дом (2 – 3 мин.).
Понятие НАТЮРМОРТ (франц. nature morte — "мертвая натура") - жанр изобразительного искусства, чаще всего живописи, в котором изображаются предметы неодушевленной природы, соединенные художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включенные в композицию картины иного жанра. С. Осипов. Васильки. 1976
Последовательность выполнения натюрморта Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изображения надо разделить на отдельные этапы. Такая последовательность работы должна всегда соблюдаться в учебном рисовании.Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующие стадии:предварительный анализ постановки;композиционное размещение изображения на листе бумаги;передача характера формы предметов и их пропорций;конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости;выявление объема предметов средствами светотени;детальная прорисовка формы предметов;синтез — подведение итогов работы над рисунком. Т. Афонина. Вербы. 1964
Последовательность выполнения натюрморта Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. Отмечают также, какие предметы составляют передний план, какие отходят в глубину, какой предмет является самым темным, какой самым светлым.Выполнять рисунок можно карандашом или углем, чтобы его легко можно было ослабить, не повреждая поверхность бумаги. В рисунке выявляют общую форму, пропорции предметов, намечают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участки бликов.
Натюрморт «Гризайль» Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Последовательность работы гуашью при рисовании натюрморта Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, потом переходят к более темным, затем к самым темным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более темному соответствующим приемом письма. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Таким образом отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части - блик.
Натюрморт с инструментами Зинаиды Сотиной
Натюрморт с инструментамиФотография
Натюрморт с инструментамиФотография
Источники Понятие натюрморта. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82/Персональный сайт художницы Зинаиды Сотиной. Режим доступа: http://www.zinasotina.ru/picid_20_ru_page_4.htmlС. Осипов. Васильки. 1976 Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Osipov-Cornflowers-7oci10bw.jpgНатюрморт с инструментами. Фотография. Режим доступа: http://www.portraitof.ru/vid-rabot/natyurmort/natyurmorti-s-instrumentami.html Последовательность рисования натюрморта. Режим доступа: http://volkova-zhanna.narod2.ru/uroki_-_natyurmortОбщая последовательность выполнения линейно - конструктивного рисунка натюрморта. Режим доступа: http://fotki.yandex.ru/users/volkova-zhanna/view/113290/?page=0Последовательность выполнения натюрморта. Режим доступа: http://www.pictorial-art.info/posledovatelnost-rabotyi-nad-natyurmortom.htmlТ. Афонина. Вербы. 1964 Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Afonina-Taisia-Still-life-with-Pussy-Willows-per02bw.jpg