Архитектурно-этнографический заповедник «Кижи» был организован в 1965-1969 годах и вскоре приобрел мировую известность. Слово «кижи» означает «игрища», или «место игр». Музей-заповедник задуман как своеобразная модель Карелии во всем многообразии ее этнографических и историко-архитектурных особенностей. Отдельные секторы комплектуются здесь десятками жилых, культовых и хозяйственных построек, которые вот уже много лет постепенно свозятся на остров. Архитектурно-этнографический заповедник «Кижи» был организован в 1965-1969 годах и вскоре приобрел мировую известность. Слово «кижи» означает «игрища», или «место игр». Музей-заповедник задуман как своеобразная модель Карелии во всем многообразии ее этнографических и историко-архитектурных особенностей. Отдельные секторы комплектуются здесь десятками жилых, культовых и хозяйственных построек, которые вот уже много лет постепенно свозятся на остров.
Конечно, основное внимание привлекает огромный пирамидальный объем холодной Спасо-Преображенской церкви, увенчанной сложнейшей системой расположенных в четыре яруса двадцати двух больших чешучайтых глав. Конечно, основное внимание привлекает огромный пирамидальный объем холодной Спасо-Преображенской церкви, увенчанной сложнейшей системой расположенных в четыре яруса двадцати двух больших чешучайтых глав.
Спасо-Преображенская церковь создана в 1714 году. Существует легенда о мастере Несторе, строителе Спасо-Преображенского храма. Окончив его сооружение со словами «николи не было, николи не будет», он забросил в воды залива свой топор. Спасо-Преображенская церковь создана в 1714 году. Существует легенда о мастере Несторе, строителе Спасо-Преображенского храма. Окончив его сооружение со словами «николи не было, николи не будет», он забросил в воды залива свой топор.
Спасо-Преображенская церковь — не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент, несущий в себе прежде всего задачи идейно-художественные. Построенная в период победоносного завершения Северной шведской войны, она языком архитектурных форм как бы возвещала о начале новой, мирной, эпохи в истории Русского Севера. Спасо-Преображенская церковь — не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент, несущий в себе прежде всего задачи идейно-художественные. Построенная в период победоносного завершения Северной шведской войны, она языком архитектурных форм как бы возвещала о начале новой, мирной, эпохи в истории Русского Севера.
Более скромная и менее торжественная Покровская церковь построена в 1764 году, колокольня — в 1874 году. Более скромная и менее торжественная Покровская церковь построена в 1764 году, колокольня — в 1874 году.
Покровская церковь была задумана как традиционный шатровый храм, но в ходе строительства получила современное завершение, свидетельствующее о желании ее создателей усилить перекличку ее художественного образа с основным памятником ансамбля — многоглавой Спасо-Преображенской церковью. Покровская церковь была задумана как традиционный шатровый храм, но в ходе строительства получила современное завершение, свидетельствующее о желании ее создателей усилить перекличку ее художественного образа с основным памятником ансамбля — многоглавой Спасо-Преображенской церковью.
В 1949—1959 годах Покровской церкви был возвращен былой облик: снята поздняя обшивка, восстановлен иконостас с иконами, собранными из заонежских сел. В 1949—1959 годах Покровской церкви был возвращен былой облик: снята поздняя обшивка, восстановлен иконостас с иконами, собранными из заонежских сел.
Тремя культовыми сооружениями Кижского погоста и часовней в деревне Васильево исчерпываются памятники, стоявшие здесь до создания музея-заповедника. Среди привезённых сюда культовых построек преобладают небольшие храмы. Можно часами смотреть на миниатюрную, почти игрушечную часовенку Параскевы и Варлаама начала XIX века. Тремя культовыми сооружениями Кижского погоста и часовней в деревне Васильево исчерпываются памятники, стоявшие здесь до создания музея-заповедника. Среди привезённых сюда культовых построек преобладают небольшие храмы. Можно часами смотреть на миниатюрную, почти игрушечную часовенку Параскевы и Варлаама начала XIX века.
Вскоре можно будет увидеть здесь большие старинные избы, имеющие немало своеобразных местных особенностей. Уже сейчас высятся причудливо украшенные избы у деревни Васильево. Вскоре можно будет увидеть здесь большие старинные избы, имеющие немало своеобразных местных особенностей. Уже сейчас высятся причудливо украшенные избы у деревни Васильево.
Жилой дом в деревне Васильево. Жилой дом в деревне Васильево.
Большая часть крестьянских изб имеет стационарные экспозиции, знакомящие с бытовым укладом их прежних обитателей. Но наряду с ними, здесь практикуется и устройство тематических выставок. Показываются коллекции прялок, одежды, головных уборов, самоваров. Большой интерес представляют рыболовные и охотничьи принадлежности, расписные сани и телеги, лошадиная упряжь, имеющие не только этнографическую, но и художественную ценность. Большая часть крестьянских изб имеет стационарные экспозиции, знакомящие с бытовым укладом их прежних обитателей. Но наряду с ними, здесь практикуется и устройство тематических выставок. Показываются коллекции прялок, одежды, головных уборов, самоваров. Большой интерес представляют рыболовные и охотничьи принадлежности, расписные сани и телеги, лошадиная упряжь, имеющие не только этнографическую, но и художественную ценность.
Но не только жилые и культовые постройки привлекают сегодня внимание многочисленных посетителей Кижского музея-заповедника. Можно только удивляться тому, с какой тщательностью и умением, с каким вкусом народные мастера создавали такие, казалось бы, чисто утилитарные сооружения, как амбары, мельницы, бани. Но не только жилые и культовые постройки привлекают сегодня внимание многочисленных посетителей Кижского музея-заповедника. Можно только удивляться тому, с какой тщательностью и умением, с каким вкусом народные мастера создавали такие, казалось бы, чисто утилитарные сооружения, как амбары, мельницы, бани.
Литература Литература Библиотекарь.Ру Галерея на сайте музея заповедника «Кижи». Посещение музея-заповедника в «Кижах» — лишь первый шаг на пути познания древней народной культуры Карелии