Нэ цкэ — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок, подвешиваемый на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Нэ цкэ — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок, подвешиваемый на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов.
В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в. В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в. В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер.
Рюса - вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы. Названа по имени известного резчика Рюса. Рюса - вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы. Названа по имени известного резчика Рюса. Кагамибута — тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.
Материалы нэцкэ разнообразны. Нэцкэ резали из дерева, слоновой и моржовой кости, рогов оленя, буйвола, носорога, нарвала, клыков вепря, медведя, волка и тигра, костей различных животных. Использовались, хотя и гораздо реже лак, металлы, фарфор, бамбук, разные виды коралла и янтаря, черепаховый панцирь, стекло, агат, нефрит, кремень, окаменевшее дерево. Но всё же основными материалами считаются дерево и слоновая кость. Материалы нэцкэ разнообразны. Нэцкэ резали из дерева, слоновой и моржовой кости, рогов оленя, буйвола, носорога, нарвала, клыков вепря, медведя, волка и тигра, костей различных животных. Использовались, хотя и гораздо реже лак, металлы, фарфор, бамбук, разные виды коралла и янтаря, черепаховый панцирь, стекло, агат, нефрит, кремень, окаменевшее дерево. Но всё же основными материалами считаются дерево и слоновая кость.
Значительная часть нэцкэ конца XIX и все нэцкэ XX века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба нэцкэ. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Значительная часть нэцкэ конца XIX и все нэцкэ XX века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба нэцкэ. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более).
Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. Но в окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово окимоно является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. Но в окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово окимоно является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера.