АТЛАНТЫ и КАРИАТИДЫ
В мировой архитектуре широкое распространение получили такие варианты декоративной скульптуры, как АТЛАНТЫ и КАРИАТИДЫ.
Скульптурные изображения атлантов и кариатид часто использовались в архитектуре античности и эпохи Средневековья в качестве колонны или другой вертикальной опоры для поддержки балочных перекрытий.
От легенд к архитектуре
АТЛАНТЫ - держащие небо В греческой мифологии атлант (греч. «несущий») — титан, отличавшийся необычайной силой. В наказание за участие титанов в борьбе против олимпийских богов они должны были держать на плечах небесный свод.
Атлант (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза. Может находиться на месте колонны либо пилястра.
В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон. Теламон - (др.греческая мифология) - царь острова Саламин. Неоднократно упомянут в «Илиаде» и «Одиссее» (XI 468). Его имя «теламон» произошло от названия ремня-перевязи для башенного щита и означало также «опора, поддержка».
Самые первые атланты найдены в греческом храме Зевса в Сицилии, но похожие фигуры из монолита уже были сделаны в Древнем Египте. Позже атланты были использованы в многих других культурах и играли важную роль в архитектуре барокко.
Самый известный пример скульптур атлантов находится у входа в музей Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
КАРИАТИДЫ – Карийские Девы Кариатидами (греч. «карийские девы»), называют вертикальную опору в виде женской задрапированной фигуры.
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой.
«…Карьятиды позор свой выносят…» К. Случевский Кариатиды впервые упоминаются Витрувием в его трактате посвященном Октавиану Августу. «Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.» Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5
Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы.
В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры.
Атланты и кариатиды используются как в экстерьерах зданий, так и в оформлении их интерьеров и могут являться не только элементами декора на фасаде отдельного здания, но и влиять на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.
В некоторых случаях атланты или кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самостоятельные произведения искусства. Царское село. Екатерининский дворец