Архитектура Г. Новочеркасск
Новочеркасский собор
Новочеркасский собор История строительства собора в Новочеркасске насчитывает 100 лет. Лишь с третьей попытки удалось довести сие богоугодное дело до счастливого конца, Первые два проекта храма оказались неудачными. Начало истории собора совпадает с закладкой самого города, который из-за частых наводнений был перенесен на новое место.
19 апреля 1805 года Войсковая канцелярия приняла резолюцию: «Во исполнение Всевысочайшего именного Его Императорского Величества повеления о переселении города Новочеркасска на вновь Высочайше утвержденное к тому место, благовременнее всего предполагается начать на оном сооружение камен­ным зданием собора... заложение того собора и местоосвящение Новочеркасска, с прибытием сюда Преосвященного, назначается 18-го числа будущего мая месяца, на день Вознесения Господня»*.
Место для собора было выбрано очень удачное, самое возвышенное, господствовавшее над всем будущим городом. Проект храма составил, по просьбе Платова, знаменитый в то время придворный архитектор Алоизий Руско, крупнейший мастер русского классицизма.
Собор, спроектированный и возведенный по проекту этого архитектора, разрушился. Разрушение, по заключению комиссии, произошло без видимых внешних признаков из-за использования некачественных строительных материалов.
Второй проект Новочеркасского собора был составлен архитектором Вальпреда и Высочайше утвержден 15 апреля 1850 года. Новый храм по плану имел длину 78 метров, высоту-66 метров. Проектировались в храме пять приделов и весьма высокая колокольня - около 80 метров, устроенная в связи с храмом.
Закладка собора совершилась 2 ноября 1850 года при участии Наследника Цесаревича Александра Николаевича, Работы по сооружению собора начались в мае 1852 года, причем войсковое начальство решило производить постройку уже не из Грушевского известняка, а из хорошо обожженного кирпича. Строитель­ство и на этот раз велось крайне неравномерно. Наблюдал за построй­кой сам автор проекта Вальпреда, откомандированный с 1847 года в Новочеркасск из столицы.
Соборостроительная комиссия, несмотря на предупреждения, допустила поспешность: в то время как первые три года работ (1852-1854) выложены были фундаменты и подвальный этаж, подсохнувшие и окрепшие в следующие два года, когда работа не производилась, в последующие четыре года (1857-1861) здание собора было доведено до половины всего сооружения; вторую же половину громадного соборного здания, со стрельчатыми куполами, решено было закончить за полтора года.
Следствием такой поспешности было то, что «части, составляющие главное основание большого купола, не могли надлежащим образом просохнуть, раствор в кладке не успел отвердеть, а потому главный купол, представлявший сложную конструкцию сводчатого сооружения, должен был рухнуть всею тяжес­тью своей 250-тысячной пудовой массы и сокрушить все то, что непос­редственно находилось на пути его страшного стремления».
Обрушение вновь сведенного главного купола произошло в 12 часов ночи, с 10 на 11 июля 1863 года. Вот как описывает это событие очевидец: «...вышел я летнего помещения дворянского клуба поздно ночью и последовал домой по большой аллее нашего Александровского сада. Ночь была лунная. Вдруг послышался глухой и сильный звук, точно выстрел из какой-то гигантской пушки. Вздрогнув, я совершенно машинально взглянул в ту сторону, где был собор и увидел какую-то темную массу, поднявшуюся к небесам...»
Новое несчастье, сильно поразившее всех жителей Дона, приписано было гневу Божьему, обрушившемуся на казачью столицу всей своею силою. Специальная комиссия, назначенная по Высочайшему повелению для исследования причин разрушения купола, установи­ла, что все работы выполнены были тщательно, искусно и предусмотрительно, материалы употреблены в дело самые лучшие, а фундамент сделан такой необыкновенной прочности, какой редко где-либо можно встретить.
Разборку здания войсковое начальство поручило торговому казаку Н.И.Лимареву за 70 тысяч рублей. Подрядчик обязывался произвести работы со всеми мерами предосторожности, не использовать взрывчатых веществ. Разборка собора была закончена Лимаревым в октябре 1882 года. Так завершилось дело строительства второго собора в Новочеркасске.
Военный Совет, журналом от 4 февраля 1881 года, постановил: «наблюдение за хозработами по разборке назначенного на сломку вто­рого Новочеркасского собора и составление в то же время проекта и сметы на постройку нового соборного здания возложить на состоящего при Областном Правлении войска Донского архитектора Ященко, с на­значением ему содержания по 4000 рублей в год...»*
Наблюдение за всеми работами возлагалось на Соборостроительную Комиссию в городе Новочеркасске, которая начала свою деятельность с 22 мая 1891 года. Были произведены обширные земляные работы, фундамент третьего собора был заложен на глубине более 15 метров. После завершения подготовительных работ, 17 октября 1893 года, совершилось торжество закладки соборного храма, в присутствии вой­сковой администрации, учебных заведений и большого стечения молящихся.
23 июля 1900 года происходило поднятие колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняты были заранее с колокольни времен­ного деревянного собора и поставлены при входе в новый храм, откуда их подняли через отверстие, сделанное в своде
К середине 1904 года собор был совершенно готов, отделан снаружи и расписан внутри. 25 июня 1904 года в 1 час дня раздался с соборной колокольни благовест к благодарственному Господу Богу молебствию по случаю окончания работ по сооружению и отделке нового грандиозного собора. По свидетельству священника И. Артинского, современника со­бытий, огромный храм «едва мог вместить всех желавших вознести Господу благодарную молитву о благополучном окончании давно жданного и горячо желанного Донской Церковью кафедрального собора»
«По размерам Новочеркасский собор представляет собой одно из самых больших церковных сооружений в России и может свободно вместить пять тысяч молящихся. Как памятник византийского стиля, он является... по величине первым в России, весьма художественно выдержанным...» -так характеризует значение собора в русском церковном зодчестве его строитель инженер-полковник Лимаренко*. Действи­тельно, по внимательном рассмотрении, архитектура Вознесенского собора являет собой классический образец византийского крестовокупольного храма.
Новочеркасский собор имеет в центре купол диаметром 22 метра сведенный на стройном барабане. С подкупольным пространством свя­заны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. В целом план здания вписывается в пря­моугольник, очень близкий к квадрату, с длиной 76 метров и шириной 61 метр2.
храм имеет снаружи характерную для византийских церквей пирамидальную форму: его венчает большой центральный купол, меньшие же по размеру, боковые, располагаются ниже и как бы ему аккомпанируют. Сам купол в виде опрокинутой полусферы, напоминает широкий свод небесный, место невидимого прерывания Господа, покрывающий землю. Подобная форма купола является типичным знаком византийской архитектуры
Новочеркасский собор как всякий православный храм обращен алтарем на восток. И это также глубоко символично. Восточная часть храма, по взгляду Библии, подревней космографии и по церковному воззрению, есть область света, «страна живых» и райского блаженства. Библия говорит, что рай был в Едеме, на востоке (Бытия 2, 8).
К главному входу ведет высокое крыльцо из 16 ступеней серого гранита. Само название «крыльцо» происходит от слова «крыло» -это и символ восхождения духовного ко Храму и знамение покрывающе­го, осеняющего благословения Божия. Икона Господа - Вседержителя над входом говорит о начале предстояния входящего перед Богом и о Его незримом присутствии.
Над порталом главного входа в собор устроены башенные часы с циферблатом диаметром 1,7 метра. Часы были выполнены Санкт-Петербургской фирмой Альтшвагер. Поскольку первоначально в проекте собора установка часов не предусматривалась, их пришлось поместить в верхней части окна колокольни на высоте до 40 метров от линии земли
Таков, в общих чертах, архитектурный облик Новочеркасского Вознесенского собора.