Архип Иванович Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Родился Архип Иванович Куинджи в Мариуполе, в семье бедного сапожника-грека. Родился Архип Иванович Куинджи в Мариуполе, в семье бедного сапожника-грека. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Его можно считать самоучкой, так как он дважды в начале 1860-х годов неудачно пытался поступить в Петербургскую Академию художеств, и лишь в 1868 году стал вольнослушателем. Влиянием великого мариниста Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. Куинджи был, если можно так сказать, учеником Айвазовского, хотя и не в полной мере этого понятия.
Учеба в Академии художеств, знакомство с крупными художниками-передвижниками И. Н. Крамским, И. Е. Репиным положили начало реалистическому восприятию действительности, что выразилось в создании пейзажей в духе классического передвижничества, с его грустью, тоской и серовато-коричневым колоритом. К этому периоду относятся такие произведения как "Осенняя распутица", "Забытая деревня", "Чумацкий тракт". Учеба в Академии художеств, знакомство с крупными художниками-передвижниками И. Н. Крамским, И. Е. Репиным положили начало реалистическому восприятию действительности, что выразилось в создании пейзажей в духе классического передвижничества, с его грустью, тоской и серовато-коричневым колоритом. К этому периоду относятся такие произведения как "Осенняя распутица", "Забытая деревня", "Чумацкий тракт".
Летом и осенью 1880 года А.И. Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте "Лунной ночи на Днепре". На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской. Летом и осенью 1880 года А.И. Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте "Лунной ночи на Днепре". На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской.
В мастерскую А.И. Куинджи приходили И.С. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и, Д.И. Менделеев. «Лунная ночь на Днепре» была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам? - пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите: она дорогая». - «А все-таки?» - «Да тысяч пять», - назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. В мастерскую А.И. Куинджи приходили И.С. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и, Д.И. Менделеев. «Лунная ночь на Днепре» была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам? - пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите: она дорогая». - «А все-таки?» - «Да тысяч пять», - назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.
В 1880 году ранней весной открылась в Санкт-Петербурге необыкновенная выставка. Люди ждали часами, чтобы попасть на неё. А там, в зале, возле опущенных на окна штор, стояла одна единственная картина, освещённая лампами. Люди входили в зал и замирали, как заворожённые. Что это? В 1880 году ранней весной открылась в Санкт-Петербурге необыкновенная выставка. Люди ждали часами, чтобы попасть на неё. А там, в зале, возле опущенных на окна штор, стояла одна единственная картина, освещённая лампами. Люди входили в зал и замирали, как заворожённые. Что это?
Месяц залил всё вокруг своим таинственным светом. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды широкой реки. Блестят огоньки в окнах низких домиков, покрытых соломой. И сами их белёные стены словно излучают серебряное сияние.. . А это и вправду была картина. Месяц залил всё вокруг своим таинственным светом. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды широкой реки. Блестят огоньки в окнах низких домиков, покрытых соломой. И сами их белёные стены словно излучают серебряное сияние.. . А это и вправду была картина.
Лунный свет подчеркивая медленное течение реки и очерчивает изысканную линию берега. По словам Крамского, "…река действительно совершает величественно свое течение, и небо настоящее, бездонное и глубокое". Лунный свет подчеркивая медленное течение реки и очерчивает изысканную линию берега. По словам Крамского, "…река действительно совершает величественно свое течение, и небо настоящее, бездонное и глубокое".
Лунный свет – самое удивительное в этой картине. Его предельная естественность определяется многослойной лессировкой и умением использовать световые и цветовые контрасты. Лунный свет – самое удивительное в этой картине. Его предельная естественность определяется многослойной лессировкой и умением использовать световые и цветовые контрасты. Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления.
Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Художник и в самом деле умел воспроизвести красками то, что вроде бы недоступно руке человека: свет лунной ночи и туманного утра, и жаркого солнечного дня, красное зарево заката, сверкание снега, мерцающую бронзу сосен, ослепительный блеск берёзовых стволов. Художник и в самом деле умел воспроизвести красками то, что вроде бы недоступно руке человека: свет лунной ночи и туманного утра, и жаркого солнечного дня, красное зарево заката, сверкание снега, мерцающую бронзу сосен, ослепительный блеск берёзовых стволов. Куинджи называли "художником света" за его любовь к светотеневым контрастам, эффектной передаче солнечных закатов, лунных ночей и полуденного освещения.
Значение Куинджи для нашего искусства просто огромно. Его открытия, его цветовые решения, его смелость и известная революционность коренным образом повлияли на всю последующую русскую живопись. Значение Куинджи для нашего искусства просто огромно. Его открытия, его цветовые решения, его смелость и известная революционность коренным образом повлияли на всю последующую русскую живопись. Сейчас эта картина находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.