Антонис ван Дейк
Коронование терновым венцом Антонис ван Дейк вырос в многодетной семье богатого антверпенского купца. С десяти лет он начал обучаться живописи. С 1617 г. был ближайшим помощником Рубенса, а в 1618 г. стал членом гильдии Святого Луки. В первых дошедших до нас самостоятельных работах ван Дейка («коронование тернием», около 1620 г.; «Святой Мартин и нищие», 1620-1621 гг.) уже сформировался характерный для него художественный почерк – мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна.
Семейный портрет Ван Дейк быстро стал модным портретистом. Художник всегда тонко понимал индивидуальность модели, будь то крупный анверпенский меценат Корнелис ван Гест (его портрет написан около 1620 г.) или простые, не изветсные никому супруги с маленьким ребенком («Семейный портрет» около 1620-1621 гг.)
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. В изображении кардинала Гвидо Бентивольо (1622-1623 гг.) парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. Кардинал обратил на зрителя любезный взгляд, в то время как его пальцы нервно теребят край одежды. В одеянии священнослужителя широкие, плавно ниспадающие пурпурные складки великолепно сочетаются с рисунком белых кружев. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей поэта. Один из них заявил, что краски ван Дейка – «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность».
Карл 1,король Англии, на охоте
Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея
Взятие Христа под стражу
Медный змий
Мистическое обручение святой Екатерины
Отдых на пути в Египет
Пьета