Папирусы Кахунский (1850 до н.э.)-посвященный женским болезням Смита (1550 до н.э. Луксор)–посвященный хирургии, лечению ран и анатомии Эберса (Фивы)–посвященный заболеваниям по частям тела и зубоврачеванию Бругша (1450 до н.э.)–о болезнях матери и детей
Дает самую большую информацию о врачевании в древнем Египте. Найден в Фивах в 1872 г. и назван по имени изучавшего его ученого. Дает самую большую информацию о врачевании в древнем Египте. Найден в Фивах в 1872 г. и назван по имени изучавшего его ученого.
Папирус Эберса — медицинское сочинение, написанное иератическим письмом на папирусе и составленное в Древнем Египте. Наряду с папирусом Эдвина Смита, относится к старейшим из известных сохранившихся рукописей и, в особенности, текстов медицинского содержания. Содержит обширный список различных болезней, их симптомов, диагностику и методы лечения. В нём имеются, в частности, описание приготовления лекарств и методов лечения в областях травматологии, борьбы с паразитами, стоматологии, а также по гинекологии и контрацепции. Папирус Эберса — медицинское сочинение, написанное иератическим письмом на папирусе и составленное в Древнем Египте. Наряду с папирусом Эдвина Смита, относится к старейшим из известных сохранившихся рукописей и, в особенности, текстов медицинского содержания. Содержит обширный список различных болезней, их симптомов, диагностику и методы лечения. В нём имеются, в частности, описание приготовления лекарств и методов лечения в областях травматологии, борьбы с паразитами, стоматологии, а также по гинекологии и контрацепции. Помимо научно-медицинских рекомендаций в трактате приводятся различные магические формулы, которые должны содействовать успеху лечения. Кроме того, в папирусе имеются и астрономические наблюдения — в частности, о гелиакическом восходе Сириуса 9-го эпифи в 9-й год правления фараона Аменхотепа I. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».
В 1930 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома В 1930 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома
Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаньг 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики. Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаньг 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики. Рак молочной железы является одной из самых изученных и изучаемых форм рака. Древнейшее из известных описаний рака молочной железы (хотя сам термин «рак» ещё не был известен и не использовался) было найдено в Египте и датируется примерно 1600 годом до н. э. Так называемый «Папирус Эдвина Смита» описывает 8 случаев опухолей или изъязвлений молочной железы, которые были подвергнуты лечению прижиганием огнём. Текст папируса гласит: «От этой болезни нет лечения; она всегда приводит к смерти».
Представления о болезнях ПНЕВМОНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (наивно-материалистическая) Под «пневмой» понимали содержащееся в воздухе невидимое вещество, которое с вдыхаемым воздухом поступало в легкие, оттуда в сердце, а из сердца по артериям, наполненным исключительно только этим веществом разносимым по всему телу. Здоровье сохраняется только до тех пор пока свойства крови и пневмы нормальны. Эта теория характерна только для Египта. Наряду с гуморальной патологией в качестве равнозначного принципа стоит учение о пневме. Обоим этим принципам суждено было стать основами позднейших теорий о происхождении болезней, с которыми мы встретимся не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в более позднее время.
Представления о болезнях ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ (отражают рациональный эмпирический опыт народа) Правильное питание, не должно быть переедания и недоедания. Все должно быть в меру! По свидетельству Геродота, египтяне были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Кишечнику придавалось особое значение: считали, что это вместилище души. Поэтому «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными клистирами». Изобретение клизмы приписывают египтянам.
Тауэрт- покровительница женщин и рожениц. Тауэрт- покровительница женщин и рожениц. Слева: Фаянс II-I тыс. до н.э. Справа: Камень. Около 650 г.до н.э.
Самый знаменитый врач Древнего Египта - Имхотеп Самый знаменитый врач Древнего Египта - Имхотеп
ВЫВОДЫ: Основные черты врачевания в Древнем Египте (III –I тыс. до н.э.) Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, мифология и врачевание, религиозные представления и заупокойный культ. Бальзамирование умерших и накопление знаний о строении человеческого тела. Естественнонаучные знания древних египтян. Представления о причинах болезней. Врачебная специализация: лекарственное лечение и диететика (папирус Г.Эберса, ок. 1500 г. до н.э.), оперативное врачевание (папирус Э.Смита, ок. 1550 г. до н.э.), родовспоможение, лечение женских и детских болезней (папирус из Кахуна, ок. 1800 г. до н.э.), зубоврачевание, заразные болезни (папирусы Эберса, Хѐрста, Берлинский, Лондонский). Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Обучение врачеванию ("Дома жизни"). Врачебная этика.
Врачевание в Древнем Египте В Древнем Египте впервые происходит дифференциация медицинских наук по специальностям: практики, лечащие при помощи лекарств для внутреннего и внешнего употребления (зубные врачи, окулисты, специалисты по головным болям и т.д.), хирурги (лечение ран, переломов, вывихов и др.), психиатры (жрецы, знающие человеческую душу и умеющие манипулировать ее состоянием).
Врачевание в Древнем Египте Элементы санитарии и благоустройства являются атрибутом знати. Существуют школы для подготовки врачей (III тыс. до н.э.). Медицину изучают иностранцы.
В Древнем Египте развивались два направления медицины: В Древнем Египте развивались два направления медицины: народная медицина (светская); культовая медицина (жреческая, храмовая), связанная с религией. Исходя из вышеизложенного, первобытное врачевание возникло как результат тяжелой борьбы человека с могучей и непонятной природой. Медицина в Древнем Египте не была примитивной для своего времени и явилась одним из истоков, как традиционной медицины последующих эпох, так и современной научной медицины.