Затронутые мною вопросы. Основные направления развития древнерусской медицины. Виды медицинской помощи. Основные взгляды русичей на причины болезней. Интересные факты.
Ведение. Медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. но сохранилось не так уж и много сведений о том, как обстояло дело с врачеванием в средневековой Руси и каким образом население решало свои медицинские проблемы до того, как в стране было организовано профессиональное медицинское обучение. В основном эти сведения историки медицины собирают по крупицам из дошедших до нас летописей, сводов законов, переписки исторических деятелей, травников и лечебников. Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства — которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины.
Народная «Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа; корни ее уходят ее в глубину доисторической, языческой поры жизни нашего народа. Она пережила затем тысячелетний период уже исторической жизни его – и до наших дней сохраняет за собой огромную силу, существуя наряду с научной медициною и даже вступая с нею подчас в борьбу»
Врачеватели – язычники – были среди волхвов. Врачеватели – язычники – были среди волхвов. Врачеванием занимались ведуны,ведуньи, ведьмы, кудесники, чаровницы.В сферу их деятельности входили: общественные магические действие лекарственное знахарство, гадание о личной судьбе. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них много говорится в «Русской Правде».
В народной медицине широко использовались средства растительного(лекарства из полыни, крапивы, подорожника, коры березы, можжевельника и т.д), животного (мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя)и минерального происхождения (растертый порошок в камень хризолита, камни из яхонта). В народной медицине широко использовались средства растительного(лекарства из полыни, крапивы, подорожника, коры березы, можжевельника и т.д), животного (мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя)и минерального происхождения (растертый порошок в камень хризолита, камни из яхонта). Так же русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды», уксуса, скипидара и селитры, мышьяка, серебра, ртути и других минералов.
церковная Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства — которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины. Первые понятия о греческой медицине, а следовательно и о медицине Гиппократа, распространились на Руси посредством греческих монахов ещё в XI и XII веках. Именно тогда появились монастыри, и в них действовали первые в Древнерусском государстве больницы. Они были основаны по примеру Афонского и других христианских монастырей Византийской империи, с которыми монастыри Древней Руси поддерживали тесные контакты, и во всём подчинялись церкви. Первое сохранившееся упоминание о монастырских больницах относится ко времени правления Владимира Святославовича (ок. 950–1015). Больницы эти были общедоступными. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно-научного содержания, которые переводились с греческого, болгарского, латинского и других языков. Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполнял самую грязную работу. Не подлежал обсуждению вопрос об оплате — медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.
Монахи – подвижники, прославившихся своим врачебным искусством Пречудный лечец Антоний (983 - 1073) Преподобный Алимпий XI век. Святой и блаженный Агапит.
Первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси XI –XII столетий Лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования. Ради больного выполнять самые черные работы Быть терпимым и сердечным по отношению к нему Делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии
Древние-русские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в древней руси пользовались: Древние-русские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в древней руси пользовались: «шестоднев» Иоана Экзарха болгарского «христианская топография» Косьмы Индикоплова «физиолог» «изборник»
Светская (частная) медицина В отличие от "безмездной" монастырской медицины, частная медицина была "возмездной", то есть платной. В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы. Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.
Виды медицинской помощи
основные взгляды русичей на причины болезней.
Резальники Резалники умели "разрезать ткани", "оттирать" (ампутировать) конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация). Вместе с тем, резалники владели и терапевтическими методиками, знали травы, мази и т.п. То есть однозначного разделения на терапевтов и хирургов все-таки не было. Естественно, была развита и военно-полевая хирургия, куда ж без нее во времена постоянных локальных и глобальных конфликтов. Для перевязки ран использовался, например, высушенный мицелий грибов или "древесный мох". Раны промывали целебными жидкостями, присыпали и окуривали дымом. Глубокие раны ("фистилы") спринцевали.
Интересные факты лечение от алкоголизма: «Живую рыбу бросали в водку и дожидались, пока она погибнет. Считалось, что во время агонии жизненная сила рыбы переходит в водку и помогает пьянице «завязать». Чаще всего таким образом морили щук, вьюнов, линей и налимов»
Так же в древней Руси проводили: лечением ран ожогов удалением зубов кровопускание делали ампутации лечили переломы костей. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. владели даже техникой трепанации черепа