О, как убийственно мы любим…Любовная лирика Ф.И.Тютчева.
«Жизни блаженство в одной лишь любви».
Амалия фон Лерхенфельд(1808 – 1888)
Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской императрицы Александры Федоровны).
Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Шли годы, и в 1870 г. Тютчеву довелось вновь встретить уже и немолодую Амалию Максимилиановну в Карсбаде, куда поэт приехал лечиться.. тогда-то и было написано стихотворение «Я встретил вас…». Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи:
Я помню время золотое,Я помню сердцу милый край.День вечерел; мы были двое;Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея,Руина замка вдаль глядит,Стояла ты, младая фея,На мшистый опершись гранит. Ногой младенческой касаясьОбломков груды вековой;И солнце медлило, прощаясьС холмом, и с замком, и тобой. И ветер тихий мимолетомТвоей одеждою игралИ с диких яблонь цвет за цветомНа плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела…Край неба дымно гас в лучах;День догорал; звучнее пелаРека в померкших берегах. И ты с веселостью беспечнойСчастливый провожала день;И сладко жизни быстротечнойНад нами пролетала тень.Ф.И. Тютчев. Неизвестный художник. 1819–1820
Твой милый взор, невинной страсти полный,Златой рассвет небесных чувств твоихНе мог - увы! умилостивить их -Он служит им укорою безмолвной. Сии сердца, в которых правды нет,Они, о друг, бегут, как приговора,Твоей любви младенческого взора. Он страшен им, как память детских лет. Но для меня сей взор благодеянье;Как жизни ключ, в душевной глубинеТвой взор живет и будет жить во мне:Он нужен ей, как небо и дыханье. Таков горе - духов блаженный свет;Лишь в небесах сияет он, небесный;В ночи греха, на дне ужасной бездны,Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.
К. Б.Я встретил вас - и все былоеВ отжившем сердце ожило;Я вспомнил время золотое -И сердцу стало так тепло...Как поздней осени пороюБывают дни, бывает час,Когда повеет вдруг весноюИ что-то встрепенется в нас,-Так, весь обвеян духовеньемТех лет душевной полноты,С давно забытым упоеньемСмотрю на милые черты...Как после вековой разлуки,Гляжу на вас, как бы во сне,-И вот - слышнее стали звуки,Не умолкавшие во мне...Тут не одно воспоминанье,Тут жизнь заговорила вновь,-И то же в нас очарованье,И та ж в душе моей любовь!..
Элеонора Петерсон(1799 – 1838)
1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер. Их семью посещает вся баварская интеллигенция. Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны». Перевод произведения назывался «Сосны» и годом позже был напечатан в «Аонидах». Известно также, что Федор Иванович спорил с немецким философом Шеллингом.
Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная – писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре.Ф.И. Тютчев. Неизвестный художник. 1825
Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
С горы скатившись, камень лег в долине.Как он упал? Никто не знает ныне -Сорвался ль он с вершины сам собой,Иль был низринут волею чужой?Столетье за столетьем пронеслося:Никто еще не разрешил вопроса.
Эрнестина Дёрнберг(1810 – 1894)
1839 год – Тютчев женится на баронессе Дернгейм. В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.
Люблю глаза твои, мой друг,С игрой их пламенно-чудесной,Когда их приподымешь вдругИ, словно молнией небесной,Окинешь бегло целый круг… Но есть сильней очарованья:Глаза потупленные ниц,В минуты страстного лобзанья,И сквозь опущенных ресницУгрюмый, тусклый огнь желанья.
Она сидела на полуИ груду писем разбирала,И, как остывшую золу,Брала их в руки и бросала.Брала знакомые листыИ чудно так на них глядела,Как души смотрят с высотыНа ими брошенное тело...О, сколько жизни было тут,Невозвратимо пережитой!О, сколько горестных минут,Любви и радости убитой!..Стоял я молча в сторонеИ пасть готов был на колени,-И страшно грустно стало мне,Как от присущей милой тени.
Елена Денисьева(1826 – 1864)
«Денисьевский» цикл - это собрание стихотворений Ф.И. Тютчева, в которых говорится о его любви к Елене Денисьевой. Отношения поэта с Денисьевой были более чем драматичными, однако продолжались в течение четырнадцати лет. Общество с трудом мирилось с их связью: во-первых, Тютчев был женат, во-вторых, возлюбленная годилась ему в дочери. Но, несмотря ни на что, отношения продолжались.
У Денисьевой и Тютчева родились дочь и двое сыновей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На самое Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иныхгероинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.
Не раз ты слышала признанье:"Не стою я любви твоей".Пускай мое она созданье -Но как я беден перед ней…Перед любовию твоеюМне больно вспомнить о себе -Стою, молчу, благоговеюИ поклоняюся тебе… Когда, порой, так умиленно,С такою верой и мольбойНевольно клонишь ты коленоПред колыбелью дорогой. Где спит она - твое рожденье -Твой безымянный херувим, -Пойми ж и ты мое смиреньеПред сердцем любящим твоим.
О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил: она моя…Год не прошел - спроси и сведай,Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы,Улыбка уст и блеск очей?Все опалили, выжгли слезыГорячей влагою своей. Ты помнишь ли, при нашей встрече,При первой встрече роковой,Ее волшебный взор, и речи,И смех младенчески-живой? И что ж теперь? И где все это?И долговечен ли был сон?Увы, как северное лето,Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговоромТвоя любовь для ней была,И незаслуженным позоромНа жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья!В ее душевной глубинеЕй оставались вспоминанья…Но изменили и оне. И на земле ей дико стало,Очарование ушло…Толпа, нахлынув, в грязь втопталаТо, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья,Как пепл, сберечь ей удалось?Боль, злую боль ожесточенья,Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим!Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!…
Чему молилась ты с любовью,Что, как святыню, берегла,Судьба людскому суесловьюНа поруганье предала. Толпа вошла, толпа вломиласьВ святилище души твоей,И ты невольно постыдиласьИ тайн и жертв, доступных ей. Ах, если бы живые крыльяДуши, парящей над толпой,Ее спасали от насильяБессмертной пошлости людской!
Четыре женщины, четыре Музы вдохновили поэта на создание прекрасных лирических стихотворений. Ф.И. Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношение между людьми, подвластное влиянию общества. Его герои – не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные разорвать тот клубок противоречий, в котором они оказались. Ф.И. Тютчева обвиняли в грехе прелюбодеяния. Но не люби он с такой силой и самосожжением, не было бы и его гениальной любовной лирики. Настоящая лирика поэта всегда имеет отношение к каждому из нас.