Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 261 «Заколдованное место» Н.В.ГоголяНеснова Тамара Александровна учитель русского языка и литературы
Содержание 1. Цели и задачи. 2. Н.В.Гоголь. 3. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 4. «Заколдованное место» в литературе. 5. Работа со словарем. 6. Рассказчики в «Заколдованном месте». 7. Работа с текстом по вопросам. 8. Особенности и существа заколдованного места. 9. Художественные средства.10. Чем закончились поиски клада.
Цели и задачи Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.Учить определять тему и главную мысль произведения.Дать первоначальное понимание различия между автором произведения и рассказчиком.Учить пониманию роли художественных средств в произведении.Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией.
Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич Гоголь(1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы.Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечерана хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».
Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях», описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд. Вся работа уложилась в три года и была закончена в 1832 году.
Отзывы о первой книге Гоголя «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин
Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмаркаВечер накануне Ивана КупалаМайская ночь, или УтопленницаПропавшая грамотаНочь перед РождествомСтрашная местьИван Федорович Шпонька и его тетушкаЗаколдованное место
«Заколдованное место» в литературных произведениях Аленький цветочекОстров БуянРип ван ВинкльСпящая красавица
«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
«Заколдованное место» Основные мотивы повести: - поиски заговоренного клада- заколдованное место
Работа со словаремСоедините слово с его значением Баштан Волость КавунКухольЛевада Люлька Цибуля Черевики Чумакиарбузмалороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крымместо, засеянное арбузами и дынямибашмакилукв Древней Руси: местность, область, подчиненная одной властиглиняный кувшинбереговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка
Работа со словаремПроверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынямиВолость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбузКухоль – глиняный кувшинЛевада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье Люлька – трубкаЦибуля – лук Черевики – башмакиЧумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
Рассказчики в «Заколдованном месте» Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича – Максим Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.
Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?Чем запомнился рассказчику дед?
Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места?
Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.
Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что там происходит? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Существа заколдованного места Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло,дьявольские силы.Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.
Существа заколдованного места Баранья голова – вфольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей.Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный,переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
Художественные средства, создающие образ заколдованного места ГиперболыСравненияЭпитеты…под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую……нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.…проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.
Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое местоДьявольское место
Чем закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое. …на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!
Итог урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.